Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности мер по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности (далее - СИМ), и велосипедистами.
Начиная с 2020 года общее количество СИМ выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в двенадцать раз. На начало 2023 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 192 тыс., в том числе в городе Москве - 40 тыс., продано в розницу с 2020 по 2022 год - 540 тыс. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ - более 750 тыс. (без учета приобретенных до 2019 года).
Указанная тенденция также отражается и па показателях аварийности с участием данных средств передвижения. Согласно аналитическим данным НИЦ БДД МВД России в период с 2018 по 2020 год с участием СИМ, оснащенных электродвигателем, в 8 раз увеличилось количество внесенных в госстатотчетность ДТП, погибших - в 6 и раненых - в 8 раз. Всего в 2020 году зарегистрировано 331 (+182,9% к АППГ) ДТП, в котором погибли 6 (+50% к АППГ) и ранены 347 (+184,4% к АППГ) человек. В 2021 году зарегистрировано 672 (+67,5% к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 20 (+185,7%) к АППГ) человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 704 (+67,2% к АППГ) человека, в числе которых 133 (+54,6% к АППГ) ребенка в возрасте до 16 лет. В 2022 году зарегистрировано 941 (+40% к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которого погибли 19 (-5% к АППГ) человек, в том числе 2 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 976 (+38,6% к АППГ) человек, в числе которых 192 ребенка в возрасте до 16 лет. За 9 месяцев 2023 года зарегистрировано 2 647 (+215,9%) ДТП с участием СИМ, в результате которых погиб 31 (+63,2%) человек, в том числе 3 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 2 723 (+213%) человека, в числе которых 919 детей в возрасте до 16 лет.
С 1 марта 2023 года в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - ПДД РФ), внесены изменения, определяющие особый подход к правовому регулированию СИМ как особой разновидности транспортных средств, приводимых в движение электродвигателем, с установлением ограничений использования СИМ по возрасту, скорости, по используемым для передвижения зонам и других дополнительных правил и требований для движения лиц, использующих для передвижения СИМ. При этом согласно ПДД РФ велосипед "может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч".
В вышеназванных целях законопроектом предусматривается дифференциация и конкретизация мер ответственности указанных лиц. Для этого законопроектом предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) изменения, устанавливающие административную ответственность лиц, использующих для передвижения СИМ, и велосипедистов за нарушения в области дорожного движения в части оставления места ДТП, невыполнения требования об остановке, управления СИМ в состоянии опьянения, отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, которые корреспондируют установленным ПДД РФ обязанностям этих лиц.
Одновременно законопроектом предлагается закрепить в КоАП РФ административную ответственность за нарушение ПДД РФ лицом, использующим для передвижения СИМ, или велосипедистом в процессе дорожного движения, в том числе, за нарушения, связанные с превышением установленной скорости движения СИМ или велосипеда, нарушением правил движения по автомагистрали, нарушением ими требований к перевозке грузов, буксировке, к перевозке пассажиров, созданием ими помех для движения пешеходов, а также за движение на СИМ по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам в случае, если масса СИМ превышает 35 кг, и рядом других нарушений, а также усилить ответственность за нарушение ПДД РФ и правил эксплуатации СИМ и велосипеда, повлекшие причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Четкая регламентация административного наказания, по своему виду и размеру соответствующему характеру совершенного правонарушения в предупредительных целях (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Также в связи с совершенствованием правового регулирования использования СИМ и с учетом установления административной ответственности за нарушения ПДД РФ лицами, использующими для передвижения СИМ, и велосипедистами законопроектом предлагается внести в КоАП РФ ряд изменений корреспондирующего характера, связанных с уточнением отдельных составов административных правонарушений в отношении водителей транспортных средств.
Определяя административную ответственность за нарушение ПДД РФ такими участниками дорожного движения как лица, использующие для передвижения СИМ, и велосипедисты, с конструированием составов соответствующих административных правонарушений, определением видов и размеров санкций, которые могут быть назначены за их совершение, а также оснований для их применения, законопроект одновременно устанавливает полномочия должностных лиц МВД России по их администрированию. При этом законопроект предусматривает также внесение в КоАП РФ изменений, предусматривающих закрепление возможности передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий МВД России по рассмотрению отдельных категорий дел об административных правонарушениях в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил остановки или стоянки, нарушение правил перевозки грузов и буксировки, нарушение правил перевозки людей, создание помех для движения пешеходов), в случае заключения соответствующих соглашений о передаче части полномочий.
Все вышеуказанные нормы предусматривают административные наказания в отношении участников дорожного движения. Вместе с тем участники дорожного движения передвигаются по дорогам и улицам, организация дорожного движения на которых осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. При этом в настоящее время в России построено только около 5 тыс. км велодорожек, которые определены приоритетными для движения на СИМ, что несравнимо меньше, чем в европейских странах.
Например, в Германии насчитывается не менее 80 тыс. км таких дорожек. Развитая велосипедная инфраструктура Германии обеспечивает 10% от общего количества поездок.
Рост аварийности с участием СИМ и рост их количества при отсутствии необходимой инфраструктуры вызывает протестные настроения в обществе, включающие требования полного запрета использования СИМ на тротуарах.
Развитие велосипедной инфраструктуры позволит разделить потоки участников дорожного движения, имеющих разную скорость: велосипедистов и пользователей СИМ от автомобилей и пешеходов.
Развитие инфраструктуры закладывается, в том числе в документации по организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения, исполнением требований законодательства по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения, включая осуществление мониторинга организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения, по оценке соответствия фактических параметров дорожного движения параметрам, установленным как характеризующие дорожное движение и эффективность дорожного движения в документации по организации дорожного движения, а также по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения в решениях, предусмотренных в документации по организации дорожного движения на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований.
Вместе с тем административная ответственность за нарушения, которые допускаются при организации дорожного движения, в настоящее время отсутствует. В связи с этим и в целях развития использования СИМ и велосипедов, а также повышения качества организации дорожного движения законопроектом предусматривается административная ответственность за несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения, в том числе за размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения; несоблюдение решений, предусмотренных в документации по организации дорожного движения; несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения к парковкам.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимость принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.