Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 44 и 53 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума, состоявшегося 10 - 13 сентября 2023 года, решения Национального финансового совета от 7 декабря 2020 года, а также протокола совещания у Министра финансов Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 2 и направлен на совершенствование механизма возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 320-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 320-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), которыми был установлен механизм, предусматривающий возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, из двух источников - за счет бюджетных средств и за счет средств страховых организаций путем выплаты страхового возмещения по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее - программы).
Во исполнение вышеуказанной законодательной нормы были приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты, утверждены методические документы, необходимые для разработки программ, была создана единая автоматизированная информационная система страхования жилых помещений.
Основными целями принятия Закона N 320-ФЗ являлись:
предоставление гражданам возможности использования механизма полноценной страховой защиты своих имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) или повреждения принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, стоимость которой значительно ниже, чем стоимость коммерческого страхования жилых помещений;
повышение страховой культуры граждан, а также их ответственности за сохранение принадлежащего им имущества;
экономия средств федерального и региональных бюджетов.
Изменения, внесенные Законом N 320-ФЗ, вступили в силу 4 августа 2019 года, но, к сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени программы не утверждены ни в одном субъекте Российской Федерации. Положения статьи 11.1 Закона N 68-ФЗ до сих пор не реализованы в связи с тем, что разработка и утверждение программ являются правом органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не их обязанностью.
У региональных властей отсутствуют какие-либо стимулы по разработке и утверждению программ, что не позволяет реализовать установленный Законом N 68-ФЗ механизм защиты имущественных интересов граждан, связанных с риском утраты (гибели) или повреждения жилых помещений. При этом реализация данного механизма позволила бы, с одной стороны, обеспечить наиболее полную защиту имущественных интересов граждан, с другой - оптимизировать расходы федерального и региональных бюджетов в связи с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
Между тем, в Российской Федерации ежегодно возникают масштабные чрезвычайные ситуации, в результате которых причиняется значительный ущерб принадлежащим гражданам жилым помещениям.
Так, например, в период с 2020 по 2022 год только из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций, было выделено и израсходовано около 25,5 млрд. руб., т.е. ежегодно в среднем расходуется около 8,5 млрд. руб. Помимо этого, значительные средства на возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций, выделяются также из региональных бюджетов. Кроме того, жилые помещения граждан могут быть утрачены или повреждены также в результате событий, которые не были признаны чрезвычайными ситуациями.
Острота ситуации с регулярным возникновением чрезвычайных ситуаций в нашей стране потребовала, в частности, издания отдельного Указа Президента Российской Федерации от 20 июня 2022 года N 387 "О мерах по ликвидации последствий пожаров на территориях Красноярского края, Кемеровской области - Кузбасса, Иркутской, Новосибирской, Омской и Курганской областей".
При наличии разработанных программ значительная часть расходов по возмещению ущерба от чрезвычайных ситуаций легла бы на страховые организации, что существенно снизило бы нагрузку на федеральный и региональные бюджеты, а также на граждан.
В целях защиты имущественных интересов граждан и оптимизации расходов федерального и региональных бюджетов Российской Федерации законопроект устанавливает обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать, утверждать и участвовать в реализации программ, а также представлять их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Принятие законопроекта позволит реализовать введенный Законом N 320-ФЗ механизм защиты имущественных интересов граждан, связанных с риском утраты (гибели) или повреждения жилых помещений, с использованием механизмов страхования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 44 и 53 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В этой связи проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 44 и 53 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В случае разработки субъектами Российской Федерации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на их территориях жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования значительную часть расходов по возмещению причиненного жилым помещениям граждан ущерба от чрезвычайных ситуаций будут нести страховые организации, что снизит нагрузку как на федеральный и региональные бюджеты, так и на граждан.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 44 и 53 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 44 и 53 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.