Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 607314-8 "О внесении изменений в статьи 146 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 146 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации налоговой нагрузки на управляющую компанию территориями (далее - ТОР) опережающего развития, определенную в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) и на ее дочерние хозяйственные общества.
Законопроектом предлагается закрепить положения, согласно которым в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не признается объектом налогообложения имущество, передаваемое из государственной или муниципальной собственности на безвозмездной основе в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации, акционерному обществу, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению ТОР, а также в отношении дочернего хозяйственного общества, которое создано с участием такого акционерного общества, в случае передачи дочернему обществу отдельных функций управляющей компании в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 473-ФЗ (пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополняется подпунктом 25).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции действующее положение подпункта 3.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, передаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не только управляющей компании ТОР, но и ее дочерним хозяйственным обществам (подпункт 3.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ предлагается изложить в новой редакции).
В силу статьи 9 Федерального закона N 473-ФЗ и Правил распоряжения управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего развития, переданными ей в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, расположенными на территории опережающего развития, а также объектами инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 390 "О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, расположенных на территории опережающего развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего развития" управляющей компании ТОР безвозмездно может быть передано имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 473-ФЗ под управляющей компанией в целях применения настоящего Федерального закона понимается акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению ТОР и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества.
Статьей 11 Федерального закона N 473-ФЗ предусмотрено, что дочернее общество управляющей компании осуществляет предусмотренные настоящим Федеральным законом функции в пределах, установленных управляющей компанией, по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Порядок согласования устанавливается уполномоченным федеральным органом. Кроме того, в случае передачи дочернему обществу управляющей компании отдельных функций к деятельности этого общества применяются положения Федерального закона N 473-ФЗ, регулирующие деятельность управляющей компании по осуществлению соответствующих функций.
При этом в силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 473-ФЗ управляющая компания осуществляет функции, предусмотренные Федеральным законом N 473-ФЗ, самостоятельно или через свои дочерние общества. Осуществляя функции управляющей компании ТОР, ее дочерние хозяйственные общества в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, вправе приобретать имущество в собственность в целях обеспечения функционирования объектов инфраструктуры ТОР и (или) организации обеспечения их функционирования.
Особенностью ТОР является включение в границы ТОР земельных участков с расположенными на них производственными зданиями и сооружениями, которые в соответствии с заключенными соглашениями о создании ТОР подлежат передаче управляющей компании ТОР. При этом в силу положений главы 21 НК РФ при безвозмездной передаче имущества управляющей компании из государственной или муниципальной собственности возникает обязанность исчислить и уплатить НДС.
Учитывая то, что финансирование управляющей компании ТОР осуществляется из средств федерального бюджета в виде субсидии, обязанность исчислить НДС при безвозмездном получении имущества из государственной или муниципальной собственности ведет к необходимости увеличения финансирования на сумму НДС подлежащего уплате в бюджет.
Кроме того, подпунктом 3.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы при расчете налога на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества (за исключением субсидий), полученного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, управляющей компанией, которая является акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом N 473-ФЗ.
В связи с этим на основании положений части 2 статьи 1 законопроекта предлагается распространить применение подпункта З.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ на дочерние хозяйственные общества управляющей компании ТОР, которые осуществляют функции управляющей компании ТОР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.
Статьи законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и дальнейшая реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 146 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 146 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 146 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 146 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Экономический эффект.
Учитывая то, что финансирование управляющей компании ТОР осуществляется из средств федерального бюджета в виде субсидии, это ведет к необходимости увеличения финансирования на сумму НДС подлежащего уплате в федеральный бюджет. В этой связи в целях экономии бюджетных средств будет целесообразным освободить управляющую компанию и ее дочернее общество от уплаты НДС.
Выпадающие, недополученные и дополнительные доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета при функционировании ТОР будут возникать в отношении платежей, уплачиваемых единожды в отношении управляющей компании ТОР. При этом наличие положительного сальдо объема дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, Российской Федерации по отношению к выпадающим доходам соответствующего бюджета в период функционирования ТОР является одним из показателей эффективного функционирования ТОР. В результате для бюджетной системы будет достигнут общий положительный экономический эффект.
Объем выпадающих доходов федерального бюджета при признании передачи государственного или муниципального имущества управляющей компании ТОР в ЗАТО, не подпадающей под объект реализации в целях уплаты НДС, приведет ориентировочно к 402,189 млн рублей выпадающих доходов, при том, что за все время функционирования ТОР по результатам третьего квартала 2023 г. лишь в ЗАТО было привлечено инвестиций в объеме 7 722,40 млн рублей.
При внесении изменений в п. 2 ст. 146 НК РФ безвозмездная передача имущества управляющей компании из государственной, муниципальной собственности не будет рассматриваться как объект реализации в целях уплаты НДС. База для исчисления и уплаты налога в этой ситуации не образуется, а значит, отсутствует и обязанностей по начислению и уплате НДС. Следовательно, передающей стороне исчислять НДС не требуется. Тем более что передаваемое управляющей компании имущество не используется ей для извлечения прибыли, а применимо исключительно в целях функционирования ТОР как одно из средств, направленное на привлечение резидентов.
Передача объектов недвижимого имущества в собственность управляющей компании влечет финансовые обязательства по содержанию объектов в целях осуществления функции управляющей компании ТОР. Передача объектов не направлена на извлечение прибыли при дальнейшей эксплуатации. Деятельность управляющей компании обеспечена средствами субсидии из федерального бюджета, соответственно уплата налога на добавленную собственность при передаче также влечет расходы за счет средств федерального бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.