Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей" (далее - законопроект) разработан в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности производства и оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей.
Россия занимает 4-е место по объему производства метанола, обеспечивая около 5% мирового производства. В настоящее время производственные мощности представлены 9 компаниями: АО "Метафракс Кемикалс", ООО "Сибметахим", ООО "Томет", АО "Щекиноазот", АО "Новомосковская АК "Азот", АО "Аммоний", АО "Невинномысский "Азот", ПАО "Акрон", АО "Ангарская НХК", и составляют 4,632 млн тонн в год, порядка 40-60% которых ориентированы на экспорт, что делает производство метанола одной из крупнейших отраслей - экспортеров промышленной продукции.
Предприятия-производители метанола входят в число системообразующих предприятий Российской Федерации и являются крупнейшими работодателями и налогоплательщиками в территориях своего присутствия. В городах, где производители метанола являются градообразующими предприятиями и основными работодателями, проживает порядка 80 тыс. человек, 15-20% их населения работает на предприятиях-производителях метанола.
По оценкам Минпромторга России, количество производителей метанола будет постепенно расти и составит 23 компании к 2030 году за счет реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств.
Одновременно с этим необходимо учитывать, что метанол является сильнодействующим токсичным веществом, опасным для человека ядом. В силу схожести по цвету, консистенции и запаху метанола и этилового спирта существует риск отравления метанолом или метанолсодержащими жидкостями граждан, получивших доступ к указанной продукции, что уже неоднократно происходило в последние годы.
Так, по данным Минздрава России, в 2020 году метанолом отравились 1268 человек, в 2021 году - 1360 человек. В 2022 году суммарно количество отравлений метанолом с летальным исходом составйло 800 человек, что составляет 9% от всех отравлений спиртосодержащей продукцией.
На данный момент отсутствует единое комплексное регулирование оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей в результате чего отсутствует система, исключающая бесконтрольный оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей и их выбытие во владение неустановленных лиц, в том числе граждан.
В то же время при введении нового регулирования следует учитывать, что метанол является базовым химическим сырьем, использование которого необходимо для производства широкого спектра промышленной продукции:
автомобильного бензина (метанол является основным компонентом октаноповышающих присадок);
синтетических смол, необходимых для производства фанеры, древесных плит, теплоизоляции;
агрохимикатов и дезинфицирующих средств (формалин, параформальдегид), пестицидов, гербицидов и фунгицидов, используемых в животноводстве для защиты от инфекций и растениеводстве для защиты урожая;
продукции фармацевтической промышленности;
пластиков (этилен, пропилен и вся изготавливаемая из них потребительская продукция);
красок, лаков и растворителей;
проведения лабораторных и научных исследований;
добычи и транспортировки природного газа (ингибитор образования гидратов).
Большая часть указанных производств носит непрерывный характер. Снижение и (или) перебои в производстве и поставках метанола могут создать риски снижения объемов производства и (или) приостановки деятельности не только всей химической промышленности Российской Федерации, но и смежных отраслей (лесопромышленный комплекс, газодобыча, нефтепереработка и другие).
Общее потребление метанола в Российской Федерации для обеспечения нужд экономики и производства потребительской промышленной продукции с учетом товарной реализации на рынок и внутризаводской переработки в 2022 года составило 2 556,5 тыс. тонн или 17,5 кг на человека в год.
При введении государственного регулирования важно не допустить негативного влияния на легальных производителей и потребителей метанола, которое может повлечь разрывы производственных цепочек, которые могут сделать невозможным обеспечение Российской Федерации ключевыми потребительскими продуктами.
В этих условиях законопроектом предусматривается формирование правовых основ оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, в том числе вводится новый понятийный аппарат.
Кроме того, Правительство Российской Федерации будет должно определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, что позволит на базе одного органа власти проводить системную государственную политику в указанной области.
Законопроектом вводится обязанность хозяйствующих субъектов, участвующих в обороте метанола и метанолсодержащих жидкостей, по включению в соответствующий реестр для осуществления своей деятельности. Для этого законопроектом регламентируются организационные основы по формированию и ведению данного реестра.
При этом устанавливается, что оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей лицами, не включенными в реестр, не допускается. Запрещается розничная продажа метанола и метанолсодержащих жидкостей. Вводятся иные требования к обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей.
Таким образом, законопроект подготовлен с учетом одновременно важности защиты жизни и здоровья граждан и недопущения негативного влияния государственного регулирования на экономику Российской Федерации.
Вступление в силу соответствующего федерального закона предусмотрено с 1 марта 2025 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей"
Реализация Федерального закона "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей"
Принятие Федерального закона "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.