Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611238-8 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - законопроект) подготовлен в целях снижения регуляторной и административной нагрузки на военные представительства государственного заказчика, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в условиях введенного режима санкций, проведения специальной военной операции, путем исключения их обязанности направлять в антимонопольный орган информацию о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, в случаях, когда повышение цен не носит субъективный характер.
В настоящее время в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о ГОЗ) головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание ограничения политического и экономического характера, введенные и вводимые в отношении Российской Федерации, повышение цен зачастую не носит субъективный характер вследствие злоупотребления доминирующим положением. При этом существует обязанность представления в антимонопольный орган информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен по всем закупаемым сырью, материалам, комплектующим изделиям, работам и услугам (далее - продукция).
Каждый факт непредставления такой информации влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На практике имеет место массовое представление информации о повышении цен в цепочке кооперации на продукцию, изменение цены которой, зачастую, не влечет повышение цен на итоговую оборонную продукцию, поставляемую по ГОЗ, и не оказывает влияние на изменение цены государственного контракта.
При этом задействуется значительный административный и временной ресурс как участников исполнения ГОЗ, так и контролирующего органа, осуществляющего перепроверку представляемой информации по выявлению признаков нарушения законодательства о ГОЗ.
Законопроектом предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать случаи направления в антимонопольный орган указанной в части 3 статьи 14 Закона о ГОЗ информации с определением соответствующих критериев. При этом в акте
Правительства Российской Федерации предполагается предусмотреть, что к таким случаям не будут относиться случаи, когда повышение цен на продукцию не обусловлено недобросовестным поведением доминирующего субъекта.
К таким ситуациям относятся случаи, когда:
- установленная или предлагаемая цена сформирована по результатам конкурентных процедур;
- установленная или предлагаемая субъектом естественной монополии цена не превышает определенные для него в соответствии с законодательством Российской Федерации цену (тариф) и (или) их предельный уровень;
- установленная или предлагаемая цена сформирована с учетом данных о ценах на продукцию, публикуемых органами государственной статистики;
- когда установленная или предлагаемая цена для головного исполнителя не влечет риска увеличения цены на продукцию, поставляемую по государственному контракту по ГОЗ.
Статьей 2 законопроекта предусмотрено вступление в силу соответствующего федерального закона с 1 сентября 2024 г. в связи с необходимостью разработки и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проекта указанного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие законопроекта не повлечет социально - экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения, предусмотренные законопроектом, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - законопроект) не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
Вместе с этим для реализации проектируемых положений потребуется:
1. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации (рабочее наименование) "Об установлении случаев представления информации о повышении цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и о внесении изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465" (далее - постановление).
Указанным постановлением предполагается установление случаев направления в антимонопольный орган указанной в части 3 статьи 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, а также случаев исключения, когда направление такой информации не требуется. Одновременно в подпункт "л" пункта 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, предполагается внесение юридико-технических правок, обеспечивающих соответствие проектируемым нормам.
Головной исполнитель - ФАС России.
Соисполнители - Минобороны России, Минпромторг России, Минфин России.
Срок исполнения - 1 сентября 2024 г.
2. Внесение изменений в приказ ФАС России от 23 марта 2018 г. N 362/18 "Об утверждении порядка рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства" и регистрация вносимых изменений в Минюсте России в установленном порядке.
Головной исполнитель - ФАС России.
Срок исполнения -1 сентября 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.