Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611282-8 "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях перехода на одностадийное проектирование путем объединения рабочей и проектной документации для исключения необходимости разработки рабочей документации в отношении распределительных газопроводов и газопроводов-вводов, не относящихся к категории технически сложных, уникальных и особо опасных, во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 13 февраля 2024 г. N ММ-П51-4433.
Также необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений обусловлена, в том числе, целями и задачами, предусмотренными поручениями Президента Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N Пр-1194, от 24 августа 2022 г. N Пр-1483 ГС (часть 1 подпункта "п" пункта 1), 17 сентября 2023 г. N Пр-1845 (подпункт "в" пункта 1), направленными на обеспечение сокращения количества документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
При этом рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации (часть 2.1 статьи 48 Кодекса).
В соответствии с частью 1.2 статьи 52 Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией. Таким образом, из буквального толкования положений Кодекса следует, что подготовка как проектной документации, так и рабочей документации необходима для всех объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
При этом положения Кодекса в части эксплуатации объектов капитального строительства, а также положения Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" регулируют правоотношения, связанные непосредственно с проектной документацией.
Так, например, в соответствии с частью 5 статьи 55.24 Кодекса эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
Также Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, установлен состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Кодекса экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Согласно части 17 статьи 51 Кодекса для строительства объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно, получение разрешения на строительство не требуется.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" предусмотрен перечень объектов капитального строительства, для которых не требуется разрешение на строительство (линии связи, линии электропередачи до 35 KB, дороги 4 и 5 категории и иные не сложные объекты).
Таким образом, законопроектом предлагается наделить Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения также не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В частности, требования, устанавливаемые законопроектом, оцениваются при проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" предусматривается вступление законопроекта в силу с 1 сентября 2024 года.
Вместе с тем законопроект подготовлен в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривает установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Анализ правоприменительной практики подтверждает, что необходимость разработки рабочей документации в отношении линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство, создает излишние финансовые и временные затраты для застройщиков.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не окажет влияния на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.