Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611322-8 "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны"
Досье на проект федерального закона
В целях реализации положений, предусмотренных статьей 1.3 Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года и в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 22 декабря 2023 г. N 11 в г. Санкт-Петербурге 25 декабря 2023 г. подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны (далее - Соглашение)
Соглашение формирует основные правила торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и его государствами - членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, в максимально возможной степени приближенные к правилам Всемирной торговой организации (ВТО), в том числе такие, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, применение защитных мер и таможенного администрирования, отказ от применения количественных запретов и ограничений на ввоз товаров, а также положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер (СФС), технического регулирования.
В дополнение к стандартным правилам ВТО Соглашение предусматривает обязательства, выходящие за их рамки, но при этом применяемые в ЕАЭС. В части технического регулирования закреплены обязательства по обеспечению 180-дневного переходного периода между опубликованием и вступлением в силу технических регламентов. Данное положение повышает транспарентность торгового режима Ирана и выравнивает регуляторную среду с ЕАЭС, который уже функционирует по данному принципу.
В части СФС закреплена возможность предоставления комментариев еще на этапе разработки мер (если они отличаются от международных стандартов), проведения консультаций и регламентации их сроков.
Соглашение предусматривает установление сотрудничества в различных сферах, в том числе добычи, переработки и использования полезных ископаемых, энергоэффективности, исследований и инноваций, образования, медицины, транспорта, включая развитие мультимодальных (смешанных) перевозок, телекоммуникаций, транспортной и логистической инфраструктуры и транспортных коридоров.
Соглашение устанавливает преференциальный режим торговли в отношении порядка 87% товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Реализация соглашения позволит российским экспортерам экономить на уплате пошлин порядка 300 млн. долларов США ежегодно.
Соглашение будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества с Исламской Республикой Иран в торгово-экономической сфере.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, статья 2.1 Соглашения предусматривает предоставление сторонами товарам друг друга режима наибольшего благоприятствования (с определенными изъятиями). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) предоставление подобного режима товарам, происходящим из Ирана, не предусмотрено. Статья 2.7 Соглашения позволяет устанавливать запреты или ограничения на импорт и экспорт, необходимые для применения стандартов или правил классификации, сортировки и сбыта сырьевых товаров в международной торговле. Подобное основание для введения количественных ограничений статьей 21 Закона N 164-ФЗ также не предусмотрено.
В проекте федерального закона не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны"
Реализация Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.