Досье на проект федерального закона
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - законопроект) направлено на совершенствование порядка приватизации государственного и муниципального имущества.
В целях унификации подходов к приватизации государственного и муниципального имущества законопроектом предусмотрено исключение такого способа приватизации государственного и муниципального имущества как продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе. Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусмотрены следующие способы продажи государственного и муниципального имущества на открытых торгах: продажа имущества на аукционе, продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе, продажа имущества на конкурсе, продажа имущества посредством публичного предложения и продажа имущества без объявления цены.
Вместе с тем по смыслу положений статей 18, 23 и 24 Закона о приватизации предметом аукциона, продажи посредством публичного предложения и продажи без объявления цены может быть как недвижимое, так и движимое имущество, к которому в том числе относятся ценные бумаги (акции) (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Законом о приватизации не установлены ограничения по способу продажи акций акционерных обществ, а именно, только посредством специализированного аукциона. При этом необходимо отметить, что при продаже акций акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, имеют место случаи неверного толкования региональными органами власти и соответствующими надзорными органами Закона о приватизации - о необходимости продажи акций акционерных обществ исключительно с использованием специализированного аукциона.
Также следует отметить, что при определении рыночной стоимости пакета акций акционерных обществ в том числе учитывается объем корпоративных прав, которые может приобрести покупатель по результатам торгов. При этом, в силу специфики специализированного аукциона, объем корпоративных прав распределяется между несколькими победителями, фактически снижая стоимость продаваемого актива из-за уменьшения объема корпоративных прав, что может привести к риску оспаривания начальной цены продажи со стороны покупателей.
Проведение специализированного аукциона также не дает возможности конкурентного роста цены в ходе процедуры проведения торгов, так как у участников специализированного аукциона нет возможности повышать предлагаемую цену, что в итоге может привести к недополучению поступлений денежных средств от продажи акций акционерных обществ в бюджеты соответствующего уровня.
Также, в случае признания специализированного аукциона несостоявшимся, отсутствует возможность перехода к продаже посредством публичного предложения и без объявления цены, что фактически ведет к ограничению возможных способов продажи приватизируемого имущества.
Дополнительно необходимо отметить, что способ продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе был включен еще в первую редакцию Закона о приватизации, но в связи с его невостребованностью данный способ приватизации не применяется при продаже акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, с 2008 года.
Кроме того, законопроектом предусмотрено уточнение способов приватизации государственного и муниципального имущества, при проведении которых решение об условиях приватизации имущества подлежит обязательному размещению в открытом доступе на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества (далее - официальный сайт).
Исходя из текущего функционального назначения официального сайта, предполагающего размещение информации о продаже государственного и муниципального имущества, которое заинтересованные физические и юридические лица могут приобрести в собственность в порядке приватизации, положения Закона о приватизации о необходимости размещения на официальном сайте решений об условиях приватизации имущества такими способами как преобразование унитарного предприятия в акционерное общество, преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ, внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ и продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления представляются избыточными и не соответствующими целям информационного обеспечения, а именно, созданию возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации имущества с учетом специфики указанных способов приватизации.
Так, приватизация унитарного предприятия посредством преобразования в хозяйственное общество является формой реорганизации юридического лица, при этом требующей раскрытия основных ее этапов как в Едином государственном реестре юридических лиц, так и на Федресурсе, в связи с чем раскрытие данной информации на официальном сайте представляется избыточным.
Продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами территории Российской Федерации не предполагает привлечения неограниченного круга потенциальных покупателей и в условиях внешнего санкционного воздействия на Российскую Федерацию может причинить ущерб в случае размещения такой информации на официальном сайте.
Решения о внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ принимаются на уровне Правительства Российской Федерации, носят адресный характер и не предполагают возможность участия в такой процедуре иных физических и юридических лиц. Аналогичным образом построена продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления, где также отсутствует возможность принятия участия в продаже иных заинтересованных лиц.
Также в целях обеспечения возможности приватизации объектов культурного наследия и объектов речных портов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, начальная (минимальная) цена продажи которых устанавливается равной одному рублю, без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период законопроектом предусмотрено дополнение условий, при которых федеральное имущество (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также имущества, подлежащего внесению в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ) подлежит включению в перечень сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 1 статьи 6 Закона о приватизации, случаями, когда начальная цена такого имущества устанавливается не в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Кроме того, в целях устранения правовой неопределенности в вопросе применения положений Закона о приватизации к правоотношениям по реализации древесины, полученной из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, произрастающих на земельных участках (их частях) или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законопроектом предусмотрено дополнение пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации подпунктом уточняющего характера, предусматривающим исключение из сферы действия Закона о приватизации указанных правоотношений.
Абзацем двадцать пятым пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации установлено, что отчуждение указанного в данном пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
В настоящее время Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 604 в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации.
Порядок реализации древесины, которая получена в результате рубок зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, не относящихся к категории земель лесного фонда, законодательно не урегулирован.
Вместе с тем правоотношения, возникающие при отчуждении древесины, при использовании земельных участков (их частей) или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не исключены из сферы действия Закона о приватизации, что порождает правовую неопределенность и не позволяет в полной мере урегулировать указанные правоотношения, о чем неоднократно сообщалось органами государственной власти и организациями, в частности, при использовании земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Внесение предлагаемых изменений в пункт 2 статьи 3 Закона о приватизации позволит: урегулировать порядок реализации древесины, полученной из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, произрастающих на земельных участках (их частях) или землях, находящихся в федеральной собственности, не относящихся к землям лесного фонда, путем издания акта Правительства Российской Федерации с указанием, что данный порядок применяется, если иной порядок реализации древесины не установлен федеральными законами и (или) подзаконными актами; исключить правовую неопределенность в части возможности применения положений Закона о приватизации к древесине подлежащей отчуждению в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 604 в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.