Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предлагается установить возможность потребителям требовать возврата уплаченной за товар суммы в наличной или безналичной форме по своему усмотрению в случае обнаружения в товаре недостатков.
По данным Росстата оборот розничной торговли в 2023 году составил 47 404,9 млрд руб., или 106,4% (в сопоставимых ценах) к 2022 году. С активным ростом потребительского рынка наблюдается и увеличение сумм, взыскиваемых за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей. Так, в 2022 году, когда оборот рыночной торговли составлял 42 трлн 512,5 млрд руб. и показывал снижение по сравнению с 2021 годом, общая сумма, присужденная к взысканию по удовлетворенным искам в области защиты прав потребителей, значительно возросла, достигнув 67,6 млрд руб. (включая возмещение морального вреда).
Действующее законодательство содержит различные механизмы, которые позволяют защитить права потребителей, однако регламентирует не все возможности, в которых могут нуждаться потребители. Так, на текущий момент законодательство однозначно не регламентирует форму, в которой денежные средства подлежат возврату в случае обнаружения потребителем в товаре недостатков. Если потребитель оплатил товар в безналичной форме, фактически у него нет возможности получить уплаченную сумму в виде наличных денежных средств.
В судебной практике, например, в решении Московского городского суда от 04.10.2017 по делу N 7-13531/2017 устанавливается, что выдача наличных денежных средств из кассы при возврате товара возможна только в случае, если ранее указанный товар был оплачен за наличный расчет; за товар, оплаченный в безналичном порядке, денежные средства должны возвращаться также в безналичном порядке. Таким образом, в силу отсутствия прямого указания закона на возможность возврата суммы, уплаченной в безналичной форме в виде наличных денежных средств при оформлении возврата товара в случае обнаружения в нем недостатков, такое право действующим законодательством не предусматривается.
Однако установление подобной возможности в законодательстве позволило бы значительным образом упростить процесс возвращения потребителю его денежных средств, улучшить его правовое положение и не оказываться заложником времени, которое необходимо на зачисление денежных средств обратно. В таком случае, потребитель ставится в зависимость не только от своевременных действий продавца, который продал ему товар ненадлежащего качества, но и кредитных организаций, которые обслуживают перевод денежных средств ему на счет. Продажа потребителю товара с недостатками является существенным нарушением его прав, поэтому у потребителя должно быть право выбора, каким именно способом он хочет получить свои денежные средства обратно.
В целях улучшения положения потребителей в процессе защиты их прав в случае обнаружения в товаре недостатков, проект федерального закона предусматривает законодательное закрепление возможности потребителей потребовать возврата уплаченной за товар суммы в наличной или безналичной форме по своему усмотрению.
Вместе с тем, для целей обеспечения учета интересов всех участников рынка предусматривается, что в случае, если продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель не используют в своей деятельности наличные расчеты с потребителями, потребителю не предоставляется права требовать возврата денежных средств в наличной форме.
Кроме того, положения законопроекта распространяются и на случаи возврата потребителем технически сложного товара при обнаружении в нем недостатков.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребует внесения изменений в Указание Банка России от 09 декабря 2019 года N 5348-У "О правилах наличных расчетов" в части, касающейся уточнения целей, на которые участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также наличные деньги в валюте Российской Федерации, полученные в качестве страховых премий; полученные по договору займа (по договору передачи личных сбережений) (в случае, если участником наличных расчетов является микрофинансовая организация, ломбард, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив); полученные в качестве возврата основной суммы долга, процентов и (или) неустойки (штрафа, пени) по договору займа (в случае, если участником наличных расчетов является микрофинансовая организация, ломбард, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив); полученные в качестве паевых взносов (в случае, если участником наличных расчетов является сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.