Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 613023-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с предоставлением и реализацией сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также уточнения полномочий директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации полномочием, в том числе по утверждению правил и норм определения численности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее соответственно - законопроект, сотрудники, указание, приставы по ОУПДС).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудники после прохождения специальной подготовки имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее соответственно - Закон N 328-ФЗ, Закон N 118-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации наделен полномочием по определению порядка выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, а также перечня должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам предоставляется право на постоянное ношение и хранение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, огнестрельного оружия, специальных средств.
Вместе с тем Законом N 118-ФЗ регулируются вопросы, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, только применительно к приставам по ОУПДС.
В целях более четкой правовой регламентации условий и случаев применения специальных средств и огнестрельного оружия не только отдельной категорией сотрудников законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в Закон N 118-ФЗ.
При этом предлагаемые изменения не приведут к нарушениям прав и законных интересов человека и гражданина, так как возможность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентирована, установлена ответственность за превышение данного полномочия, а сотрудники обязаны проходить специальную подготовку, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Законопроектом предусматривается обязанность уведомления сотрудником в течение 24 часов прокурора в случае причинения смерти или ранения в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также уведомление в течение 24 часов близкого родственника или близкого лица гражданина в случае причинения ему телесных повреждений в результате применения сотрудником органов принудительного исполнения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) для сотрудников полиции.
Кроме того, законопроектом устанавливается обязанность сотрудника по обеспечению оказания первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, а также принятия мер по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок, сохранению (по возможности) без изменения места происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
Законопроектом предусмотрен запрет на применение специальных средств в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику органов принудительного исполнения. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику органов принудительного исполнения, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотруднику органов принудительного исполнения.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. N 14 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации", органы принудительного исполнения Российской Федерации отнесены к правоохранительным органам без каких-либо исключений при осуществлении охраны общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.
В связи с этим законопроектом предусматривается возможность применения сотрудником огнестрельного оружия в случае задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержавшего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.
Также в целях совершенствования деятельности органов принудительного исполнения законопроектом предлагается наделить директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации полномочиями по утверждению правил и норм определения численности приставов по ОУПДС, по утверждению порядка уведомления председателя суда, прокурора о случаях применения сотрудниками органов принудительного исполнения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядка организации и обеспечения собственной безопасности, определения тактики осуществления мер собственной безопасности.
Вопросы обеспечения собственной безопасности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации являются схожими для всех российских правоохранительных органов и уже реализуются сотрудниками иных силовых органов власти. В этой связи законопроектом уточняются задачи органов принудительного исполнения и полномочия руководителя ФССП России.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Право на ношение оружия планируется дополнительно предоставить прошедшим соответствующую подготовку судебным приставам-исполнителям и дознавателям, но не более чем 5542 сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Эти меры позволят закрепить в среднем не менее чем по 2 сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации за структурным подразделением территориального органа ФССП России, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения.
Реализация законопроекта не приведет к повышению нагрузки на сотрудников ФССП России и не вызовет необходимости увеличения их штатной численности.
Учитывая незначительное увеличение количества лиц, наделенных правом на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия" расходы на специальную подготовку сотрудников, медицинское освидетельствование и проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору планируется осуществить в пределах средств, предусмотренных ФССП России в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 312.
Дополнительных средств на приобретение оружия также не потребуется, что не повлечет и дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"
Признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребуется:
1. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 776 "Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов".
Цель - внесение корреспондирующих изменений в указанный нормативный правовой акт.
Объект правового регулирования - общественные отношения, связанные с правом сотрудников органов принудительного исполнения на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Содержание правового регулирования - корректировка норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, специальными средствами, оборудованием и снаряжением, а также норм обеспечения патронами Федеральной службы судебных приставов.
Срок подготовки указанного проекта нормативного правового акта - в трехмесячный срок со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минюст России, соисполнитель - ФССП России;
2. Издание приказа ФССП России, предусматривающего утверждение правил и норм определения численности сотрудников органов принудительного исполнения, на которых возложена задача по непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Цель - издание нормативного правового акта для реализации полномочий главного судебного пристава Российской Федерации, предусмотренных положением Федерального закона.
Объект правового регулирования - общественные отношения, связанные с обеспечением сотрудниками органов принудительного исполнения по непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Содержание правового регулирования - утверждение правил и норм определения численности сотрудников органов принудительного исполнения, на которых возложена задача по непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Срок подготовки указанного проекта нормативного правового акта - в трехмесячный срок со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - ФССП России;
3. Издание приказа ФССП России, предусматривающего утверждение порядка уведомления сотрудниками органов принудительного исполнения о случаях применения ими физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и причинения телесных повреждений.
Цель - издание нормативного правового акта для реализации полномочий главного судебного пристава Российской Федерации, предусмотренных положением Федерального закона.
Объект правового регулирования - общественные отношения, связанные с уведомлением сотрудниками органов принудительного исполнения о случаях применения ими физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и причинения телесных повреждений.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка уведомления сотрудниками органов принудительного исполнения о случаях применения ими физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и причинения телесных повреждений.
Срок подготовки указанного проекта нормативного правового акта - в трехмесячный срок со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - ФССП России;
4. Издание приказа ФССП России, предусматривающего утверждение порядка организации и обеспечения собственной безопасности, определения тактики осуществления мер собственной безопасности.
Цель - издание нормативного правового акта для реализации полномочий главного судебного пристава Российской Федерации, предусмотренных положением Федерального закона.
Объект правового регулирования - общественные отношения, связанные с утверждением порядка организации и обеспечения собственной безопасности, определения тактики осуществления мер собственной безопасности.
Содержание правового регулирования - установление порядка организации и обеспечения собственной безопасности, определения тактики осуществления мер собственной безопасности.
Срок подготовки указанного проекта нормативного правового акта - в трехмесячный срок со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - ФССП России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.