Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 614967-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время с учетом складывающейся криминогенной обстановки среди иностранцев, а также возросших ожиданий общества в плане реагирования государства на проблему массового притока мигрантов и незаконной миграции требуется принятие мер, направленных на усиление контроля за нахождением иностранных граждан в Российской Федерации.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции) предлагается ряд новелл, которые помогут модернизировать российское законодательство и решить отдельные вопросы обеспечения национальной безопасности в миграционной сфере.
В частности, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" положениями, вводящими новый миграционный режим высылки. Введение такого режима предусмотрено подпунктом "е" пункта 12 предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации (перечень поручений от 6 марта 2020 г. N Пр-469).
Под режимом высылки предлагается понимать правовой режим, применяемый в силу закона и не требующий принятия отдельных актов государственных органов.
Данный режим будет устанавливаться в отношении иностранных граждан, не имеющих права законного нахождения в Российской Федерации. Это может быть связано как с истечением срока временного пребывания в Российской Федерации или миграционных документов, аннулированием разрешения на временное проживание, вида на жительство, так и с совершением противоправного деяния.
Он будет прекращаться в случаях выезда иностранного гражданина из Российской Федерации, урегулирования им своего правового положения, отмены решения, явившегося основанием для применения этого режима, либо смерти иностранного гражданина.
Суть названного режима заключается в ограничении возможности реализации незаконно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином отдельных прав, а также в существенном расширении применяемых к нему мер контроля за его местонахождением в России, что в конечном итоге направлено на недопущение совершения им новых противоправных деяний и обеспечение его безусловного выезда из Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом ограничения прав и свобод иностранных граждан преследуют своей целью, с одной стороны, мотивировать иностранных граждан на соблюдение законодательства Российской Федерации, а с другой стороны - исключить возможность использования ими фиктивных механизмов легализации своего статуса, а также обеспечить безусловное удаление с территории Российской Федерации иностранных граждан, не желающих соблюдать законодательство Российской Федерации.
Это в полной мере согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В качестве таких ограничений предусматриваются следующие запреты:
изменять место жительства или место пребывания в Российской Федерации без разрешения органа внутренних дел;
выезжать за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает);
управлять транспортными средствами, получать водительские права;
приобретать или отчуждать недвижимое имущество, транспортные средства и самоходные машины, регистрировать в государственных органах данное имущество;
заключать брак;
учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
заключать кредитный договор, открывать банковские счета, осуществлять переводы денежных средств, другим способом распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах в банках и других кредитных организациях Российской Федерации,
за исключением покупки товаров из расчета 30 000 рублей в месяц и проездных документов для выезда из Российской Федерации.
В целях обеспечения режима высылки законопроектом детально регламентируются меры федерального государственного контроля (надзора), применяемые в рамках этого режима.
В перечень таких мер наряду с уже применяемыми в настоящее время (проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация), установление его личности; проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования) предлагается включить новые, такие как:
включение контролируемого лица в Реестр контролируемых лиц, доступ к которому будет предоставляться органами внутренних дел как государственным органам, так и любым юридическим и физическим лицам;
установление местонахождения иностранного гражданина;
применение технических средств, в том числе геолокации;
проникновение органов внутренних дел в помещения, на территории, где должно или может находиться контролируемое лицо, в том числе с преодолением сопротивления;
проверка любых документов, в том числе содержащих налоговую или банковскую тайну, представляемых в отношении контролируемого лица;
согласование маршрута следования до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Лицо, в отношении которого введен режим высылки и подлежащее депортации или административному выдворению (за исключением лиц, в отношении которых принято решение о самостоятельном контролируемом выезде), предлагается размещать в специально отведенных для этого помещениях территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел без решения суда на срок до 48 часов. Продление данного срока будет возможным только по решению суда, что позволит обеспечить судебный контроль за принятыми решениями и длительностью срока содержания контролируемого лица в специальном учреждении.
Одновременно в целях устранения условий для осуществления иностранными гражданами незаконной трудовой деятельности в Российской Федерации без получения соответствующих разрешительных документов законопроектом предлагается уменьшить срок временного пребывания иностранных граждан, предусмотренный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", до 90 суток в течение года.
Планируется, что вышеназванные изменения не только помогут усилить контроль за нахождением иностранных граждан на территории Российской Федерации, но и будут мотивировать иностранных граждан легализовать свой статус на территории Российской Федерации.
Одновременно законопроектом предусматриваются изменения в статью 109.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части, касающейся наделения судебных приставов полномочиями по исполнению решений органов внутренних дел (полиции) о выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации, необходимых для реализации изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на унификацию механизмов депортации и административного выдворения иностранных граждан с территории Российской Федерации и сосредоточение полномочий по высылке иностранных граждан у органов внутренних дел (полиции).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в части касающейся установления режима высылки в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также определения перечня мер, применяемых в рамках данного режима и установления соответствующих прав и обязанностей должностных лиц территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Срок вступления Федерального закона в силу - по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования обусловлен необходимостью приведения актов Правительства Российской Федерации и соответствующих органов исполнительной власти в соответствие этому Федеральному закону, а также создания Реестра контролируемых лиц и обесценения к нему соответствующего доступа.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции) не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Работы, связанные с формированием и содержанием Реестра контролируемых лиц, будут осуществляться в пределах средств, выделенных Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на модернизацию информационных систем и развитие цифровых технологий.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)" не потребует внесения изменений, признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)" потребует внесения изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденный Приказом МВД России от 28 июня 2022 г. N 468.
Одновременно потребуется принятие:
1. Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения Реестра контролируемых лиц, в том числе порядок включения и исключения сведений об иностранном гражданине из Реестра контролируемых лиц, а также содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию и эксплуатации Реестра контролируемых лиц.
2. Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливающего порядок применения и прекращения режима высылки.
3. Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливающего порядок применения мер по установлению места нахождения контролируемого лица.
4. Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, регулирующего порядок ведения Реестра контролируемых лиц.
5. Совместного приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, регулирующий порядок направления Федеральной службой безопасности и территориальными органами безопасности в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы информации о вынесенных решениях о сокращении срока временного пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию или ограничения выезда за пределы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.