Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются поставки, розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ответственность за непосредственный сбыт продукции домашней выработки, содержащей этиловый спирт, не предусмотрена.
Общеизвестно, что масштабы изготовления и сбыта алкогольной продукции и продукции, содержащей этиловый спирт домашней выработки, приобрели, по существу, характер национального бедствия, так как в большинстве случаев они изготавливаются в антисанитарных условиях, из некачественного сырья, с применением всевозможных суррогатов. Употребление таких напитков пагубно отражается на здоровье людей.
По информации, представленной субъектами Российской Федерации (республики Татарстан, Чувашия, Адыгея, Иркутская, Вологодская, Оренбургская, Томская, Тверская, Сахалинская области, г. Санкт-Петербург), за 2021 год по сравнению с 2020 годом увеличилось количество изъятой алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предлагается распространить действие названной статьи не только на алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию, а в целом на алкогольную продукцию и продукцию, содержащую этиловый спирт.
Санкцией части 1 статьи 14.17.1 Кодекса предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако с целью формирования доказательной базы по указанной статье необходимо экспертное заключение о признании изъятой спиртосодержащей продукции пищевой. Данная экспертиза является дорогостоящей (около 30 тысяч рублей) и проводится на платной договорной основе.
Это обстоятельство лишает возможности квалифицировать совершенное правонарушение по статье 14.17.1 Кодекса, так как расходы на проведение экспертизы по административным материалам в территориальных отделах Министерства внутренних дел Российской Федерации не предусмотрены, следовательно, оплатить проведение экспертизы не представляется возможным.
Анализ сложившейся в субъектах Российской Федерации правоприменительной практики (Чувашская Республика, Вологодская, Иркутская, Новгородская и Омская области, Республика Адыгея, Забайкальский край) показал, что при рассмотрении административных материалов по статье 14.17.1 Кодекса по фактам реализации физическими лицами алкогольной и спиртосодержащей продукции домашней выработки (самогона) судебными органами деяние переквалифицируется по статье 14.2 Кодекса "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена", предусматривающей административный штраф на граждан в размере от полутора тысяч до двух тысяч рублей, что незначительно по сравнению с получаемой прибылью, в связи с чем не достигается цель - предотвращение данного общественного опасного деяния.
Кроме того, в целях однозначного правоприменения понятия "продукция, содержащая этиловый спирт" законопроектом вводится его определение.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.