Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Законопроект) направлен на снижение регуляторной нагрузки на участников финансового рынка в части избыточных обязанностей по направлению сообщений обязательного контроля в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) о низкорисковых операциях по получению денежных средств специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор).
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в части 4 статьи 169 ЖК РФ установлено, что доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, могут направляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива, принятым в соответствии с ЖК РФ, уставом товарищества собственников жилья, уставом жилищного кооператива, на формирование фонда капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, иные поступления аккумулируются на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, образуют фонд капитального ремонта.
При этом в части 3 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными ЖК РФ. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 ЖК РФ (часть 1 статьи 175 ЖК РФ).
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3 статьи 175 ЖК РФ).
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда (часть 2 статьи 178 ЖК РФ), являющегося некоммерческой организацией в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В части 15 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах (часть 2 статьи 172 ЖК РФ).
В свою очередь орган государственного жилищного надзора предоставляет сведения, в частности указанные в части 2 статьи 172 ЖК РФ, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (часть 5 статьи 172 ЖК РФ).
Таким образом, деятельность регионального оператора, в том числе по получению денежных средств на счет в целях формирования средств капитального ремонта, специально законодательно урегулирована и строго контролируется, в связи с чем операции по получению им денежных средств имеют крайне низкий риск ОД/ФТ ввиду специфики самого получателя платежа - регионального оператора.
Представляется, что направление в уполномоченный орган сведений об указанных операциях не соответствует риск-ориентированному подходу, согласно которому ограниченные ресурсы субъектов исполнения Закона N 115-ФЗ должны быть сфокусированы на клиентах, продуктах и операциях, представляющих наибольший риск ОД/ФТ.
При этом в текущих сложных экономических условиях крайне значимым является максимально возможное снижение затрат финансовых организаций на исполнение регуляторных требований, позволяющее им сосредоточиться на решении операционных задач и обеспечении бесперебойного оказания финансовых услуг гражданам и организациям.
С учетом вышеизложенного Законопроектом предлагается:
1) исключить из сферы действия пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ низкорисковые операции региональных операторов по получению денежных средств на цели формирования фондов капитального ремонта;
2) с учетом предлагаемого в Законопроекте сокращения "региональный оператор" при упоминании специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, внести коррелирующую юридико-техническую поправку в пункт 1.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в целях приведения к единообразию терминологии Закона N 115-ФЗ.
Принятие предлагаемых в пункт 1.2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ изменений будет способствовать сокращению затрат организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на обязательную отчетность, направляемую в Росфинмониторинг, что позволит более эффективно распределять финансовые и трудовые ресурсы субъектов исполнения Закона N 115-ФЗ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых изменений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.