Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 622018-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Законопроект) предлагается конкретизировать правовой статус профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, при проведении отдельных официальных спортивных соревнований, указанных в части 6 статьи 25 данного Федерального закона.
На данный момент международные спортивные организации предпринимают попытки по изоляции российского спорта. Спортивные сборные команды России не допускаются на большинство значимых международных, европейских и иных чемпионатов и турниров.
Неучастие российских спортсменов в указанных соревнованиях может негативно сказываться на конкурентоспобности российского спорта на мировой арене.
В целях поддержания высокого спортивного уровня российских спортсменов является целесообразным наделение ряда физкультурно-спортивных организаций дополнительными правами, которые расширят их возможности в части организации международных соревнований между спортсменами, спортивными клубами из дружественных стран независимо от позиции международных спортивных организаций.
Одной из эффективных форм реализации вышеуказанной концепции является создание профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы и организующих отдельные официальные спортивные соревнования, и повышение их автономии в целях проведения международных профессиональных спортивных соревнований. Такие профессиональные спортивные лиги способны обеспечить высокий уровень конкурентности соревнований, в которых будут участвовать и спортсмены - кандидаты в сборные команды России. Участие в подобных соревнованиях будет способствовать активному развитию видов спорта и готовности спортсменов достойно выступать на международной арене.
Очевидна потребность профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы и организующих отдельные официальные спортивные соревнования, в самостоятельности, в том числе от решений международных и общероссийских спортивных федераций по ряду вопросов, особенно в период, когда спортивные сборные команды России не допущены до участия в основных международных соревнованиях (Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы и др.), а общероссийские спортивные федерации остаются членами международных спортивных федераций и обязаны в своей деятельности руководствоваться их нормами и регламентами.
Изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", внесенные 30 ноября и 25 декабря 2023 года, частично предоставили возможность для физкультурно-спортивных организаций, в том числе указанных профессиональных лиг, выступать организаторами отдельных официальных спортивных соревнований, включаемых федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в отдельный перечень, и осуществлять самостоятельную аттестацию тренеров, подготовку и аттестацию спортивных судей, разработку квалификационных требований для присвоения квалификационных категорий спортивным судьям, а также разработку правил вида спорта для таких соревнований. Кроме того, указанные изменения исключили для профессиональных спортивных лиг необходимость заключать с общероссийскими спортивными федерациями договоры о делегировании прав на проведение всероссийских соревнований в целях проведения международных профессиональных спортивных соревнований.
Для дальнейшей реализации вышеуказанной концепции Законопроектом предусматривается предоставление профессиональным спортивным лигам, объединяющим как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы и организующим отдельные официальные спортивные соревнования, в частности, прав независимо от международных и общероссийских спортивных федераций разрабатывать и утверждать положения (регламенты) своих соревнований; утверждать условия и порядок перехода спортсменов между спортивными клубами, участвующими в таких соревнованиях, а также между указанными клубами и иностранными спортивными организациями; осуществлять подготовку контролеров-распорядителей; осуществлять аккредитацию спортивных агентов; участвовать в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; самостоятельно взаимодействовать с публично-правовой компанией "Единый регулятор азартных игр" по вопросам ее деятельности; разрабатывать нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, а также условия выполнения этих норм и требований.
Вышеприведенные и иные предлагаемые в Законопроекте полномочия профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы и организующих отдельные официальные спортивные соревнования, позволят обеспечить устойчивое развитие российского спорта, исключающее влияние недружественных действий со стороны ряда международных спортивных организаций, не допускающих российских спортсменов до международных соревнований.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" потребует внесения корреспондирующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 2326 "Об утверждении Правил перечисления, приостановления, возобновления перечисления публично-правовой компанией "Единый регулятор азартных игр" целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта, детско-юношеского спорта и массового спорта, общероссийским спортивным федерациям и профессиональным спортивным лигам", в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 2328 "Об утверждении требований к содержанию запросов о предоставлении информации, направляемых общероссийскими спортивными федерациями в публично-правовую компанию "Единый регулятор азартных игр", требований к содержанию предложений о получении информации, направляемых профессиональными спортивными лигами, организаторами официальных спортивных соревнований, региональными спортивными федерациями, местными спортивными федерациями в общероссийские спортивные федерации, по развиваемым этими региональными спортивными федерациями и местными спортивными федерациями видам спорта, форм, форматов и порядка направления таких запросов и предложений, требований к содержанию запрашиваемой информации, форм, форматов и порядка ее предоставления публично-правовой компанией "Единый регулятор азартных игр", а также в ряд нормативных правовых актов Министерства спорта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.