Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 625723-8 "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - проект закона, законопроект) разработан по результатам деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (пункт 2.11 плана деятельности Комиссии на 2022 год).
Целью подготовки проекта закона является наделение руководителей, принимающих решение о допуске к государственной тайне, а также сотрудников режимно-секретных подразделений органов и организаций правом проверки информации о соблюдении условий принятых решений о возможности выезда за границу, в том числе изучения сведений заграничного паспорта.
В подпункте 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (далее - Инструкция N 3-1), закреплена обязанность работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, согласовывать в письменном виде с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне (уполномоченным им должностным лицом), выезд за границу по частным делам (для работников, допущенных или допускавшихся ранее к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям) или письменно уведомлять этого руководителя (уполномоченное им должностное лицо) о таком выезде (для работников, допущенных: к секретным сведениям).
Данные согласование и уведомление связаны с необходимостью реализации руководителями возложенных на них полномочий по защите государственной тайны (статья 20 Закона Российской Федерации "О государственной тайне").
Письменные согласование и уведомление выезда предполагает получение руководителем соответствующей информации о самой поездке. Вместе с тем обеспечить действенный механизм защиты государственной тайны, как представляется, можно только в том случае, если по возвращении из-за границы имеется возможность проверить, были ли работником, допущенным к государственной тайне, соблюдены условия выезда за границу.
Для выезда в большинство стран необходим загранпаспорт, в который при пересечении границы пограничными службами вносятся отметки. Сопоставление данных отметок со сведениями, имеющимися в режимно-секретном подразделении, касающимися разрешения на выезд (уведомления о выезде), является наиболее быстрым и простым способом осуществления контроля за соблюдением условий выезда за границу.
В связи с этим соответствующие изменения предлагается внести в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
С целью осуществления контроля за соблюдением работниками, допущенными к государственной тайне, условий принятых в отношении них решений о возможности выезда за границу в качестве сведений, подлежащих представлению работниками по возвращении из-за границы, предлагается рассматривать соответствующую справку о пребывании за границей и данные загранпаспорта с отметками о пересечении государственной границы Российской Федерации, въезде в иностранное государство (иностранные государства) и выезде из него (них).
Предлагаемые изменения направлены на обеспечение полноты правового регулирования, в том числе, исходя из имеющихся в законодательстве норм, определяющих ответственность в случае нарушения работником условий выезда за границу. Так, нарушение работником, допущенным к государственной тайне, условий выезда за границу может повлечь прекращение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1272-0, от 31 мая 2022 г. N 1197-0), а в связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 260-ФЗ, дополнившего Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 283 (нарушение требований по защите государственной тайны), для работников, имеющих допуск к совершенно секретным сведениям или особой важности, - привлечение к ответственности вплоть до уголовной.
Предлагаемые изменения в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" потребуют внесения соответствующих изменений в Инструкцию N 3-1 и Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63.
Проект закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация предлагаемых изменений не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и будет способствовать повышению эффективности системы защиты государственной тайны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" не повлечет дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 21.2 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" потребует:
внесения изменений в Инструкцию по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1.
Ответственный исполнитель - Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
Срок подготовки нормативного правового акта - 90 дней со дня принятия Федерального закона.
Обоснование: часть вторая статьи 24 Федерального закона; внесения изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63.
Ответственный исполнитель - Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
Срок подготовки нормативного правового акта - 90 дней со дня принятия Федерального закона.
Обоснование: в связи с необходимостью приведения Инструкции в соответствие с Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.