Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 630282-8 "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации" предлагается возложить на органы опеки и попечительства. обязанность по выплате алиментов в том случае, когда должник более полугода не исполняет требования по исполнительным документам.
Получателями алиментов, согласно семейному законодательству, являются наиболее финансово уязвимые категории граждан, к которым относятся, в том числе, несовершеннолетние, и нетрудоспособные совершеннолетние дети.
При этом согласно итоговому докладу о результатах деятельности ФССП России в 2022 году 1 эффективность взыскания алиментных платежей в 2022 году составила 28,5%, при том, что значение эффективности деятельности ФССП России в отношении алиментов установлено в размере 13,5%.
Остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов на 01.01.2023 года изменился по отношению к аналогичному показателю 2022 года лишь на 1,5%.
При этом из всего объема уголовных дел, возбужденных ФССП в 2022 году (59,1 тыс.), более 96% приходится именно на дела в отношении должников, не уплачивающих алименты (56,8 тыс.).
В связи с чем статистика подтверждает, что ситуация с принудительным исполнением алиментных обязательств остается напряженной, что требует со стороны государства разработки дополнительных механизмов, способных гарантировать соблюдение основных прав и защиту, прежде всего, детей. Поскольку любая задержка в получении денежных средств по алиментным обязательствам для многих семей означает отсутствие не просто достойного уровня жизни, а невозможность обеспечить себя минимально необходимым.
Данный вывод подтверждается и тем, что распоряжением Правительства РФ от 3 октября 2023 г. N 2683-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 451178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", предусматривающий создание отдельного реестра лиц, обязанных уплачивать алименты. Данный реестр будет являться частью банка данных в исполнительном производстве ФССП России. В реестр предполагается включать сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске.
Регулируя сферу смежных отношений, настоящий законопроект фактически дополняет указанный подход и предлагает конкретный механизм, в рамках которого в ожидании роста эффективного и качественного исполнения судебных актов взыскатели алиментов уже смогли бы ежемесячно получать денежные средства в свой семейный бюджет.
В такой ситуации, когда уже становится очевидно, что требования о взыскании алиментов не могут быть исполнены оперативно, то есть, прошло уже более полугода с момента начала исполнительных действий, государство в лице органов опеки и попечительства перенимает на себя обязанность по уплате алиментов.
Семейным законодательством уже предусмотрено, что именно орган опеки и попечительства обязан принимать необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка, если становится известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов. Также органы опеки и попечительства имеют право предъявлять иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если детям не предоставляется содержание, а соответствующий иск никем иным в суд не заявлен.
Важным изменением, содержащимся в законопроекте, является указание на возможность субъектов Российской Федерации самостоятельно определять размер алиментов, которые будут выплачиваться органами опеки и попечительства. Очевидно, что подлежащая уплате сумма не может превышать размер алиментов, указанный в исполнительных документах.
Однако минимальная величина ежемесячных выплат также должна быть урегулирована единообразно для всех субъектов Российской Федерации. В связи с чем законопроект предлагает в качестве нижнего порога выплаты предусмотреть величину прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации. Это позволит каждому региону при определении размера выплачиваемых алиментов учитывать свое экономическое состояние и демографическую ситуацию.
Также величина прожиточного минимума для детей на 2024 год, например, в Белгородской области составит 12 429 руб., в Московской области - 17 747 руб., в Иркутской области - 15 684 руб. и т.п.
Важно отметить, что производимые органами опеки и попечительства выплаты должны впоследствии возмещаться должником.
Законопроект предусматривает, что в размере сумм алиментов, выплаченных за должника, органы опеки и попечительства имеют право обратного требования (регресса). Иными словами, по мере взыскания алиментов в рамках исполнительного производства денежные средства будут возвращаться обратно в бюджет в счет ранее выплаченных сумм.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
------------------------------
1 https://fssp.gov.ru/deals/otchet doklad 9/2837777
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации" потребует дополнительные средства, которые должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Точную сумму денежных средств, которая потребуется для исполнения органами опеки и попечительства возложенной на них законопроектом обязанности по уплате алиментов в настоящее время определить невозможно, так как отсутствуют точные данные о количестве должников по алиментным обязательствам, не исполняющие требования по исполнительным документам в течение более полугода.
Кроме того, размер выплачиваемых органами опеки и попечительства алиментов подлежит установлению самими субъектами Российской Федерации с учетом величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.