Проект федерального конституционного закона N 630585-8
"О Конституционном Собрании Российской Федерации"
(вносится депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, В.И. Кашиным, Н.В. Коломейцевым, Ю.В. Афониным, О.Н. Алимовой, А.А. Алехиным, М.Н. Берулавой, Е.И. Бессоновым, С.А. Гавриловым, М.В. Дробот, В.И. Егоровым, Н.Н. Ивановым, С.И. Казанковым, Л.И. Калашниковым, Г.П. Камневым, А.В. Корниенко, А.В. Куринным, Р.М. Лябиховым, Д.Г. Новиковым, Н.И. Осадчим, С.М. Пантелеевым, Д.А. Парфеновым, М.Н. Прусаковой, Ю.П. Синельщиковым, К.К. Тайсаевым, А.О. Удальцовой, Н.М. Харитоновым, С.А. Шаргуновым, М.В. Щаповым)
Настоящий Федеральный конституционный закон (далее - Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет статус, состав, порядок созыва, деятельности и принятия решений Конституционного Собрания Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус Конституционного Собрания Российской Федерации
1. Конституционное Собрание Российской Федерации (далее - Конституционное Собрание) является учредительным органом государственной власти Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституционное Собрание созывается для решения вопросов, связанных с подтверждением неизменности действующей Конституции Российской Федерации или принятием новой Конституции Российской Федерации.
Статья 2. Срок полномочий Конституционного Собрания
1. Срок полномочий Конституционного Собрания 12 месяцев. Полномочия Конституционного Собрания начинаются со дня его первого заседания.
2. Полномочия Конституционного Собрания заканчиваются ранее срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в связи с принятием им одного из следующих решений: о подтверждении неизменности действующей Конституции Российской Федерации (далее - действующая Конституция); о принятии новой Конституции Российской Федерации (далее - новая Конституция).
В случае если Конституционное Собрание примет решение об одобрении проекта новой Конституции и его вынесении на всенародное голосование, в деятельности Конституционного Собрания объявляется перерыв. При этом полномочия Конституционного Собрания сохраняются до его заключительного заседания, которое проводится после опубликования итогов всенародного голосования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На заключительном заседании Конституционное Собрание объявляет о принятии новой Конституции либо о сохранении в силе действующей Конституции, после чего полномочия Конституционного Собрания прекращаются.
3. Полномочия Конституционного Собрания заканчиваются досрочно, если его решения в определенных настоящим Федеральным конституционным законом случаях не получили требуемого большинства голосов членов Конституционного Собрания.
Статья 3. Решения Конституционного Собрания
1. Решениями Конституционного Собрания являются его постановления, принимаемые в порядке, определенном настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Постановления Конституционного Собрания, принятые в соответствии с его полномочиями, обязательны для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, хозяйствующих и иных организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.
3. Организационное обеспечение выполнения решений Конституционного Собрания возлагается на Президента Российской Федерации.
4. Органы и лица, не выполняющие решений Конституционного Собрания, его должностных лиц и органов, несут юридическую ответственность, установленную законодательством за невыполнение решений органов государственной власти.
5. Постановления Конституционного Собрания не подлежат обжалованию в суд либо иные государственные органы Российской Федерации. Обращения в Конституционное Собрание, в том числе жалобы на решения Конституционного Собрания и его органов, действия должностных лиц и членов Конституционного Собрания, сотрудников Аппарата Конституционного Собрания, разрешаются в порядке, определяемом Конституционным Собранием на одном из первых заседаний после начала его работы.
Статья 4. Официальная резиденция Конституционного Собрания
Официальная резиденция Конституционного Собрания располагается в городе Москве.
Статья 5. Права юридического лица, имущество и печать
1. Конституционное Собрание имеет статус юридического лица.
2. В распоряжение Конституционного Собрания в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом предоставляется государственное имущество, необходимое для выполнения его задач.
3. Конституционное Собрание имеет свою гербовую печать.
Глава 2. Состав Конституционного Собрания
Статья 6. Члены Конституционного Собрания
1. Членами Конституционного Собрания могут быть граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Конституционное Собрание состоит из 335 членов Конституционного Собрания.
3. В состав Конституционного Собрания входят три категории лиц: десять - по должности, 100 - по назначению и 225 - по избранию. Не допускается вхождение в состав Конституционного Собрания одного и того же лица по различным основаниям.
4. Лица, входящие в состав Конституционного Собрания по должности, осуществляют полномочия членов Конституционного Собрания, не прекращая выполнения основных служебных обязанностей.
5. Члены Конституционного Собрания по избранию и по назначению должны приостановить осуществление основных служебных обязанностей и прибыть к месту работы Конституционного Собрания на период осуществления его полномочий.
Статья 7. Члены Конституционного Собрания по должности
1. Членами Конституционного Собрания по должности являются:
Президент Российской Федерации;
Председатель Государственного Совета Российской Федерации;
Председатель Совета Федерации;
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Председатель Правительства Российской Федерации;
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
Генеральный прокурор Российской Федерации;
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
2. Члены Конституционного Собрания по должности участвуют в работе Конституционного Собрания лично либо через представителей.
Статья 8. Члены Конституционного Собрания по назначению
1. Членами Конституционного Собрания по назначению являются ведущие ученые-юристы, представители общероссийских общественных и религиозных объединений, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации своим указом назначает в состав Конституционного Собрания:
а) ведущих ученых-юристов в количестве 20 человек из числа лиц, выдвинутых советами юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Отбор этой категории членов Конституционного Собрания производит квалификационная комиссия, состоящая из полномочного представителя Президента Российской Федерации, представителей комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, ведающих вопросами конституционного законодательства и государственного строительства;
б) представителей общероссийских и религиозных объединений в количестве 20 человек. Список этих членов формируется Президентом Российской Федерации по предложениям зарегистрированных в установленном федеральным законом порядке общероссийских общественных объединений и религиозных организаций. При этом от одной общественной либо религиозной организации в список членов Конституционного Собрания не может войти более одного лица.
3. Совет Федерации Российской Федерации из числа своих членов в состав Конституционного Собрания назначает 20 человек.
4. Государственная Дума назначает 40 членов Конституционного Собрания из числа депутатов Государственной Думы. При этом состав членов Конституционного Собрания, назначенных Государственной Думой, должен соответствовать составу Государственной Думы по составу депутатских объединений.
Статья 9. Члены Конституционного Собрания по избранию
1. Члены Конституционного Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным.
2. Законодательство о выборах членов Конституционного Собрания основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального конституционного закона, Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов.
Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе в части выборов членов Конституционного Собрания, применяются в том же значении, что и в указанных федеральных избирательных законах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. При этом термин "депутат Государственной Думы" и производные от него заменяются термином "член Конституционного Собрания" и производными от него.
3. Выборы членов Конституционного Собрания назначаются Президентом Российской Федерации.
Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня голосования и подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через два дня после его принятия.
4. Организуют и проводят выборы членов Конституционного Собрания избирательные комиссии, систему которых возглавляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сроки совершения избирательных действий, установленные законодательством о выборах, могут быть сокращены не более чем наполовину.
5. Выборы 225 членов Конституционного Собрания осуществляются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в члены Конституционного Собрания.
Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
6. Непосредственное выдвижение кандидатов в члены Конституционного Собрания может быть осуществлено путем выдвижения их политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы.
7. Федеральный список кандидатов не разбивается на части. В нем должно быть не менее 100 и не более 250 кандидатов.
Глава 3. Правовое положение члена Конституционного Собрания
Статья 10. Самостоятельность, независимость и иммунитет члена Конституционного Собрания 1
1. Член Конституционного Собрания самостоятелен и независим при осуществлении своих полномочий.
2. На члена Конституционного Собрания распространяются условия и гарантии личной неприкосновенности, установленные законодательством для депутата Государственной Думы.
Согласие на привлечение члена Конституционного Собрания к уголовной ответственности либо к административной ответственности, налагаемой решением суда, дает Конституционное Собрание большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 11. Срок полномочий члена Конституционного Собрания
1. Полномочия члена Конституционного Собрания начинаются со дня первого заседания Конституционного Собрания и заканчиваются в день прекращения полномочий Конституционного Собрания.
2. Полномочия члена Конституционного Собрания по должности прекращаются досрочно в связи с освобождением от занимаемой должности. Лицо, назначенное на эту должность в период работы Конституционного Собрания, приобретает полномочия члена Конституционного Собрания с момента назначения.
Член Конституционного Собрания по должности не вправе отказаться от полномочий члена Конституционного Собрания.
3. Полномочия члена Конституционного Собрания по назначению могут быть прекращены досрочно принятием указа Президента Российской Федерации, постановлением Совета Федерации либо Государственной Думы Российской Федерации соответственно.
4. Член Конституционного Собрания по избранию или по назначению вправе досрочно сложить с себя полномочия члена Конституционного Собрания подачей письменного заявления на имя Председателя Конституционного Собрания.
Статья 12. Удостоверение члена Конституционного Собрания
1. Член Конституционного Собрания имеет удостоверение члена Конституционного Собрания.
2. Член Конституционного Собрания по избранию и назначению получает свидетельство о его избрании или назначении в Конституционное Собрание от органа, которым он был избран или назначен. Данное свидетельство является основанием для выезда к месту работы Конституционного Собрания, оформления проездных документов и размещения в гостинице.
3. После избрания Председателя Конституционного Собрания постановлением Конституционного Собрания утверждается образец удостоверения члена Конституционного Собрания.
Аппарат Конституционного Собрания организует изготовление бланков удостоверений члена Конституционного Собрания.
Каждый член Конституционного Собрания получает удостоверение члена Конституционного Собрания за подписью Председателя Конституционного Собрания и с печатью Конституционного Собрания.
4. Удостоверение является основанием для прохода члена Конституционного Собрания в помещения Конституционного Собрания, беспрепятственного посещения органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, оформления проездных документов, проезда, медицинского и иного обслуживания, предусмотренного настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 13. Финансовое, материальное и организационно-техническое обеспечение члена Конституционного Собрания
1. Финансовое, материальное и организационно-техническое обеспечение членов Конституционного Собрания производится за счет средств федерального бюджета.
2. Член Конституционного Собрания по должности не получает денежного вознаграждения за выполнение полномочий члена Конституционного Собрания.
3. Члены Конституционного Собрания по избранию и по назначению получают денежное вознаграждение за выполнение полномочий члена Конституционного Собрания из расчета ежемесячного денежного вознаграждения, установленного для депутата Государственной Думы, на весь период деятельности Конституционного Собрания.
Члену Конституционного Собрания по избранию и назначению, имеющему основное место работы в учреждениях и организациях государственной или муниципальной форм собственности, сохраняются заработная плата и иные виды довольствия по основному месту работы. Члену Конституционного Собрания по избранию и назначению, имеющему основное место работы в учреждениях и организациях иных форм собственности, заработная плата и иные виды довольствия могут быть сохранены по решению администрации (управляющего органа, лица) по основному месту работы.
Членам Конституционного Собрания по избранию и по назначению возмещаются расходы при выезде за пределы места работы Конституционного Собрания для выполнения поручений Конституционного Собрания, его должностных лиц и органов в объеме аналогичных расходов, установленных для депутата Государственной Думы.
4. Члену Конституционного Собрания при выезде за пределы места работы Конституционного Собрания для выполнения поручений Конституционного Собрания, его должностных лиц и органов обеспечивается первоочередное поселение в гостиницах.
5. Член Конституционного Собрания имеет право бесплатного проезда на территории Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных для депутата Государственной Думы.
6. Иногороднему члену Конституционного Собрания на период его полномочий предоставляется бесплатно отдельный номер в гостинице, отведенной для размещения членов Конституционного Собрания. Бесплатное проживание в гостинице возможно не ранее чем за три дня до дня первого заседания Конституционного Собрания и не более семи дней после дня прекращения полномочий Конституционного Собрания. Бесплатное предоставление гостиницы не распространяется на членов семьи.
7. Члену Конституционного Собрания возмещаются расходы по проезду и провозу багажа от места жительства к месту работы Конституционного Собрания и обратно на условиях, установленных для депутата Государственной Думы. Возмещение этих расходов не распространяется на членов семей.
8. В помещениях, где работает Конституционное Собрание, каждому члену Конституционного Собрания выделяется отдельное рабочее место, оснащенное современными средствами связи и оргтехники.
9. Член Конституционного Собрания не имеет отдельных секретариата и помощников. Организационно-техническая помощь (печатание и копирование материалов, предоставление и поиск информации, получение и отправление корреспонденции, заказ балетов на транспорт, предоставление автотранспорта и др.) оказывается члену Конституционного Собрания подразделениями Аппарата Конституционного Собрания.
Статья 14. Социально-бытовые гарантии и гарантии трудовых прав члена Конституционного Собрания
1. Члену Конституционного Собрания обеспечиваются государственное страхование жизни, возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, медицинское обслуживание в объеме прав и гарантий, установленных для депутата Государственной Думы.
2. Член Конституционного Собрания в период деятельности Конституционного Собрания, а также в течение шести месяцев после прекращения полномочий Конституционного Собрания не может быть уволен по инициативе администрации с основного места работы (службы) или переведен на другое место работы (службы) без его согласия.
3. В период деятельности Конституционного Собрания член Конституционного Собрания не получает отпуск как по основному месту работы, так и в Конституционном Собрании.
4. В период деятельности Конституционного Собрания член Конституционного Собрания не может быть призван на военную службу и освобождается от военных сборов.
Статья 15. Права члена Конституционного Собрания
Член Конституционного Собрания имеет право:
а) участвовать в работе Конституционного Собрания и его органов, в состав которых входит;
б) присутствовать на всех заседаниях Конституционного Собрания, иметь постоянное место в зале заседаний Конституционного Собрания, оборудованное средствами для электронного голосования и микрофоном;
в) участвовать в обсуждении вопросов на заседаниях Конституционного Собрания и его органов, выступать в прениях, задавать вопросы, давать справки, высказываться по ведению и мотивам голосования;
г) участвовать в голосованиях Конституционного Собрания с правом решающего голоса;
д) заблаговременно получать от Аппарата Конституционного Собрания проекты решений Конституционного Собрания, документы и материалы по обсуждаемым вопросам, информацию по вопросам своей деятельности и по законодательству;
е) запрашивать от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по вопросам, связанным с выполнением полномочий члена Конституционного Собрания, и получать эту информацию не позднее чем в десятидневный срок;
ж) запрашивать и получать консультации по вопросам, связанным с подготовкой проекта Конституции Российской Федерации и выполнением полномочий члена Конституционного Собрания, от государственных органов, научных учреждений, специалистов.
Статья 16. Обязанности члена Конституционного Собрания
Член Конституционного Собрания обязан:
а) своевременно прибыть к месту работы Конституционного Собрания;
б) постоянно участвовать в работе Конституционного Собрания и его органов, в состав которых входит;
в) присутствовать на заседаниях Конституционного Собрания и его органов, в состав которых входит, покидать зал заседания только с разрешения председательствующего;
г) соблюдать порядок и дисциплину в зале заседаний Конституционного Собрания и его органов, в состав которых входит, не допускать грубых и оскорбительных высказываний;
д) выполнять поручения Конституционного Собрания, Председателя Конституционного Собрания и его заместителей, органов Конституционного Собрания, в состав которых входит;
е) не использовать положение члена Конституционного Собрания в целях, не связанных с деятельностью Конституционного Собрание;
ж) соблюдать правила внутреннего распорядка Конституционного Собрания;
з) уважать достоинство и интересы других членов Конституционного Собрания, а также сотрудников Аппарата Конституционного Собрания.
Глава 4. Созыв Конституционного Собрания
Статья 17. Основания созыва Конституционного Собрания
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации созыв Конституционного Собрания возможен в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
2. Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции рассматривается первоначально Государственной Думой. Инициатор пересмотра положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции (далее - инициатор) обязан наряду со своими предложениями представить в Государственную Думу проект новой Конституции. Инициатор вправе отразить в проекте не только свои предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 действующей Конституции, но и новую редакцию иных положений и норм Конституции.
3. В случае если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции поддержано Государственной Думой установленным числом голосов, оно поступает на рассмотрение Совета Федерации. К предложению прилагается проект новой Конституции, представленный инициатором.
4. В случае если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции поддержано Советом Федерации установленным числом голосов, Совет Федерации принимает постановление о созыве Конституционного Собрания и устанавливает дату созыва.
Статья 18. Сроки созыва Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание может быть созвано не ранее трех месяцев и не позднее шести месяцев со дня принятия постановления Совета Федерации о его созыве.
2. В случае объявления на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения созыв Конституционного Собрания откладывается или его работа приостанавливается. После прекращения военного или чрезвычайного положения Совет Федерации с учетом реального политического, экономического и военного состояния страны принимает постановление о созыве или возобновлении работы Конституционного Собрания либо об отложении созыва или работы Конституционного Собрания.
Статья 19. Постановление Совета Федерации о созыве Конституционного Собрания
1. В постановлении Совета Федерации о созыве Конституционного Собрания:
а) указывается дата созыва Конституционного Собрания;
б) определяется место работы Конституционного Собрания;
в) объявляются принцип формирования состава Конституционного Собрания, установленный настоящим Федеральным конституционным законом, и точная численность членов Конституционного Собрания по должности, по избранию и по назначению;
г) содержится предложение соответствующим органам и учреждениям без промедления приступить к выдвижению кандидатур, их избранию и назначению в состав Конституционного Собрания;
д) содержится предложение Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в сроки, установленные настоящим Федеральным конституционным законом, подготовить предложения по вопросам финансового, материального и организационно-технического обеспечения работы Конституционного Собрания;
е) предусматриваются мероприятия по подготовке к формированию Аппарата Конституционного Собрания;
ж) решаются иные вопросы, связанные с созывом Конституционного Собрания.
2. Постановление Совета Федерации о созыве Конституционного Собрания подлежит незамедлительному опубликованию в ежедневных и еженедельных газетах, а также обнародованию по каналам теле- и радиовещания на территории Российской Федерации независимо от форм их собственности.
Статья 20. Организационный комитет по подготовке и созыву Конституционного Собрания
1. Для решения вопросов, связанных с подготовкой и созывом Конституционного Собрания, создается Организационный комитет.
2. Организационный комитет состоит по должности из Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации и Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Функции координатора Организационного комитета выполняет Председатель Совета Федерации.
3. Организационный комитет начинает свою деятельность незамедлительно после принятия постановления Совета Федерации о созыве Конституционного Собрания.
4. Организационный комитет решает финансовые, материальные и организационно-технические вопросы, связанные с подготовкой и созывом Конституционного Собрания, последующим обеспечением его деятельности.
5. Организационный комитет вправе давать предписания любым органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и созывом Конституционного Собрания. Предписания Организационного комитета проводятся в жизнь правовыми актами и действиями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 21. Финансовые, материальные и организационно-технические вопросы, связанные с созывом и деятельностью Конституционного Собрания
1. В течение десяти дней, следующих за днем принятия постановления Совета Федерации о созыве Конституционного Собрания, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации готовят предложения по вопросам финансового, материального и организационно-технического обеспечения работы Конституционного Собрания.
2. Предложения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам финансового, материального и организационно-технического обеспечения работы Конституционного Собрания представляются Организационному комитету. После одобрения предложений Организационным комитетом Президент Российской Федерации принимает указ, которым:
а) вносит в Государственную Думу проект федерального закона о выделении средств федерального бюджета на проведение Конституционного Собрания и внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год;
б) разрешает иные вопросы подготовки, созыва и проведения Конституционного Собрания.
3. Проект федерального закона о выделении средств федерального бюджета на проведение Конституционного Собрания и внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год подлежит рассмотрению Государственной Думой в первоочередном порядке. Принятый Государственной Думой федеральный закон по данному вопросу подлежит рассмотрению Советом Федерации в срок не более пяти дней со дня его поступления из Государственной Думы.
4. Администрация Президента Российской Федерации обеспечивает готовность государственного имущества, необходимого для выполнения задач Конституционного Собрания.
5. Текущая работа, связанная с вопросами формирования состава Конституционного Собрания, а также контролем за ходом подготовки финансовых, материальных и организационно-технических условий для созыва и деятельности Конституционного Собрания, возлагается на Совет Федерации.
Статья 22. Аппарат Конституционного Собрания
1. Для обеспечения работы Конституционного Собрания создается его Аппарат. Численность сотрудников Аппарата Конституционного Собрания определяется Организационным комитетом.
2. Аппарат Конституционного Собрания формируется в равных частях из сотрудников аппаратов Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы.
3. Президиум Конституционного Собрания утверждает Положение об Аппарате Конституционного Собрания по представлению Председателя Конституционного Собрания.
4. Общее руководство деятельностью Аппарата осуществляет Председатель Конституционного Собрания.
5. Текущее руководство деятельностью Аппарата осуществляет Руководитель Аппарата Конституционного Собрания.
6. Сотрудники аппаратов Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, направленные для работы в Аппарат Конституционного Собрания, считаются откомандированными в Конституционное Собрание. Указанные сотрудники на время работы в Аппарате Конституционного Собрания сохраняют свои основные рабочие места, получают там заработную плату и иные виды довольствия. Дополнительного вознаграждения за работу в Аппарате Конституционного Собрания сотрудники не получают.
7. Указанные сотрудники находятся в подчинении Конституционного Собрания, его должностных лиц и органов, а также Руководителя Аппарата Конституционного Собрания. Сотрудник может быть отозван на основное место работы лишь в исключительных случаях и с согласия Руководителя Аппарата Конституционного Собрания с одновременной заменой его другим равноценным сотрудником. Не допускается чередование функций сотрудника по основному месту работы и в Аппарате Конституционного Собрания.
8. После прекращения полномочий и деятельности Конституционного Собрания Аппарат Конституционного Собрания осуществляет оставшиеся выплаты вознаграждений членам Конституционного Собрания, оформляет их проездные документы, передает имущество, находившееся в распоряжении Конституционного Собрания, их прежним владельцам, передает в государственный архив соответствующие материалы и документы, проводит иные необходимые мероприятия и завершает свою работу.
Глава 5. Структура Конституционного Собрания
Статья 23. Должностные лица и органы Конституционного Собрания
1. Должностными лицами Конституционного Собрания являются Председатель Конституционного Собрания и три заместителя Председателя, избираемые в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Рабочими органами Конституционного Собрания являются Президиум Конституционного Собрания, Секции Конституционного Собрания, Рабочая группа Конституционного Собрания, Экспертная группа Конституционного Собрания, Редакционная комиссия Конституционного Собрания, Счетная комиссия Конституционного Собрания.
Статья 24. Избрание Председателя Конституционного Собрания
1. Председатель Конституционного Собрания избирается на первом заседании Конституционного Собрания открытым голосованием с использованием электронной системы голосования.
2. Кандидатуры на должность Председателя Конституционного Собрания могут вноситься членами Конституционного Собрания. Самоотводы удовлетворяются без обсуждения и голосования. По отводам голосование не проводится.
3. Если внесено три и более кандидатур, Конституционное Собрание проводит рейтинговое открытое голосование по этим кандидатурам с использованием электронной системы голосования. Две кандидатуры, набравшие по итогам рейтингового голосования большее число голосов, выносятся на итоговое голосование для избрания Председателя Конституционного Собрания.
4. Председателем Конституционного Собрания считается член Конституционного Собрания, получивший по итогам голосования с использованием электронной системы голосования больше голосов, чем другой кандидат.
Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство от общего числа членов Конституционного Собрания.
Если в голосовании по выборам Председателя Конституционного Собрания приняло участие менее половины от общего числа членов Конституционного Собрания, процедура избрания повторяется начиная с выдвижения кандидатов на должность Председателя Конституционного Собрания.
5. Если на должность Председателя Конституционного Собрания выдвинут только один кандидат, голосование также проводится. этом случае кандидат должен получить большинство голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. В противном случае процедура избрания повторяется начиная с выдвижения кандидатов на должность Председателя Конституционного Собрания.
6. Если при повторном проведении процедуры избрания Председатель Конституционного Собрания не избран, полномочия Конституционного Собрания прекращаются.
Статья 25. Избрание заместителей Председателя Конституционного Собрания
1. Заместители Председателя Конституционного Собрания избираются Конституционным Собранием открытым голосованием с использованием электронной системы голосования из числа Членов Конституционного Собрания.
2. Кандидатуры на должности заместителей Председателя Конституционного Собрания вносятся членами Конституционного Собрания, принадлежащими к соответствующему объединению членов Конституционного Собрания.
3. Голосование проводится отдельно по должности каждого заместителя Председателя Конституционного Собрания. Заместителями Председателя Конституционного Собрания считаются члены Конституционного Собрания, получившие по итогам голосования больше голосов, чем другие кандидаты, выдвинутые из числа членов Конституционного Собрания.
Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство от общего числа членов Конституционного Собрания.
Если в голосовании по выборам заместителя Председателя Конституционного Собрания приняло участие менее половины от общего числа членов Конституционного Собрания, процедура избрания повторяется начиная с выдвижения кандидатов на должность заместителя Председателя Конституционного Собрания.
Статья 26. Принцип самостоятельности и независимости в осуществлении функций Председателя Конституционного Собрания и его заместителей
1. Председатель Конституционного Собрания и его заместители осуществляют свои полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом, самостоятельно и независимо от способа получения полномочий члена Конституционного Собрания, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, иных объединений и групп граждан.
2. Заместители Председателя Конституционного Собрания работают под руководством Председателя и обязаны выполнять его поручения и указания.
Статья 27. Полномочия Председателя Конституционного Собрания и его заместителей
1. Председатель Конституционного Собрания:
а) осуществляет общее руководство работой Конституционного Собрания;
б) председательствует на заседаниях Конституционного Собрания;
в) подписывает постановления Конституционного Собрания;
г) представляет Конституционное Собрание во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с общественными и иными объединениями на территории Российской Федерации;
д) возглавляет Президиум Конституционного Собрания и организует его работу;
е) руководит Рабочей группой Конституционного Собрания, проводит совещания с Рабочей группой, Секциями Конституционного Собрания и их руководителями;
ж) ведает вопросами внутреннего распорядка Конституционного Собрания;
з) осуществляет общее руководство работой Аппарата Конституционного Собрания;
и) представляет Президиуму Конституционного Собрания кандидатуру для назначения на должность Руководителя Аппарата Конституционного Собрания; вносит предложение Президиуму Конституционного Собрания об освобождении от должности Руководителя Аппарата Конституционного Собрания;
к) по представлению Руководителя Аппарата Конституционного Собрания назначает на должность и освобождает от должности заместителей Руководителя Аппарата и руководителей структурных подразделений Аппарата;
л) направляет членам Конституционного Собрания поступившие в Конституционное Собрание материалы и документы, представляющие публичный интерес;
м) дает поручения заместителям Председателя Конституционного Собрания, членам Конституционного Собрания по вопросам работы Конституционного Собрания;
н) является распорядителем средств федерального бюджета, направленных на организацию работы Конституционного Собрания;
о) устанавливает порядок пользования помещениями (в том числе их посещения), транспортом, средствами связи и другим имуществом, предоставленным в распоряжение Конституционного Собрания.
2. При осуществлении своих полномочий Председатель Конституционного Собрания издает распоряжения.
3. Заместители Председателя Конституционного Собрания замещают Председателя в случае его отсутствия и выполняют поручения Председателя.
Статья 28. Досрочное прекращение полномочий Председателя Конституционного Собрания и его заместителей
1. Председатель Конституционного Собрания или его заместители могут подать в отставку со своего поста. Отставка принимается Конституционным Собранием без обсуждения и голосования.
2. Председатель Конституционного Собрания или его заместитель может быть освобожден от своих полномочий досрочно по решению Конституционного Собрания, принимаемому открытым голосованием с использованием электронной системы голосования большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
Статья 29. Президиум Конституционного Собрания
1. Президиум Конституционного Собрания является рабочим органом Конституционного Собрания для подготовки и решения текущих вопросов деятельности Конституционного Собрания.
2. Президиум Конституционного Собрания состоит из Председателя Конституционного Собрания и его заместителей.
3. Президиум Конституционного Собрания утверждает Положение об Аппарате Конституционного Собрания, назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Конституционного Собрания, формирует Секции Конституционного Собрания и решает другие организационные вопросы.
4. Актами Президиума Конституционного Собрания являются постановления. Они принимаются большинством голосов от числа членов Президиума Конституционного Собрания и подписываются его Председателем.
Статья 30. Секции Конституционного Собрания
1. Секции Конституционного Собрания (далее - Секции) создаются Конституционным Собранием при необходимости разработки или совершенствования проекта новой Конституции.
Количество и персональный состав Секций предварительно определяются Президиумом Конституционного Собрания. В Секции включаются все члены Конституционного Собрания, кроме Председателя Конституционного Собрания и его заместителей. При формировании состава Секций, как правило, учитываются личные пожелания членов Конституционного Собрания.
2. Конституционное Собрание большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Конституционного Собрания открытым голосованием с использованием электронной системы голосования принимает постановление, которым определяет количество и виды Секций, распределяет по Секциям членов Конституционного Собрания, назначает руководителя Секции.
3. Каждая Секция работает по утверждаемым ею графику и порядку. Конечным результатом работы Секции является подготовленный ею новый или отредактированный текст соответствующей части проекта новой Конституции.
4. Решения Секции принимаются большинством голосов членов Конституционного Собрания, входящих в Секцию и присутствующих на заседании.
5. Руководитель Секции руководит ее работой, созывает заседания Секции, представляет Секцию в Рабочей группе и в Конституционном Собрании.
Статья 31. Рабочая группа Конституционного Собрания
1. Рабочая группа Конституционного Собрания (далее - Рабочая группа) координирует текущую работу Секций, сводит в единый текст представленные Секциями части проекта новой Конституции.
2. В Рабочую группу входят Председатель Конституционного Собрания и руководители Секций. Рабочая группа осуществляем свою деятельность коллегиально. Председатель Конституционного Собрания созывает заседания Рабочей группы по мере необходимости.
Статья 32. Экспертная группа Конституционного Собрания
1. Экспертная группа Конституционного Собрания (далее - Экспертная группа) создается для экспертной оценки проекта, новой Конституции, ее частей и норм.
2. Экспертная группа формируется Конституционным Собранием из числа членов Конституционного Собрания - ученых-юристов в количестве девяти человек. Председатель Конституционного Собрания предлагает Конституционному Собранию списочный состав Экспертной группы. Предложения по составу Экспертной группы могут вноситься членами Конституционного Собрания. Постановление Конституционного Собрания о создании Экспертной группы, ее персональном составе и руководителе принимается открытым голосованием большинством от числа присутствующих на заседании членов Конституционного Собрания с использованием электронной системы голосования.
3. По поручению Председателя Конституционного Собрания или Рабочей группы, по обращениям Секций и отдельных членов Конституционного Собрания, а также по своей инициативе Экспертная группа дает экспертные правовые заключения по отдельным нормам, частям и в целом по проекту новой Конституции.
Экспертное заключение, содержащиеся в нем замечания и предложения, в особенности отрицательная оценка соответствующих норм, частей и в целом проекта новой Конституции, подлежат рассмотрению Секциями.
Экспертная группа вправе довести свое заключение по нормам, части или в целом по проекту новой Конституции до сведения Конституционного Собрания. При отрицательной оценке Экспертной группой соответствующего текста и несогласии с ее заключением Секции (Секций), Рабочей группы окончательное решение принимается Конституционным Собранием.
4. Руководитель Экспертной группы организует ее работу, проводит заседания, подписывает заключения Экспертной группы.
5. К работе Экспертной группы могут быть привлечены, в том числе на платной договорной основе, ученые-юристы и другие специалисты, не являющиеся членами Конституционного Собрания.
Статья 33. Редакционная комиссия Конституционного Собрания
1. Для обобщения предложений по существу концепции, предмета и содержания новой Конституции и итогов их обсуждения Конституционное Собрание открытым голосованием с использованием электронной системы голосования избирает Редакционную комиссию Конституционного Собрания (далее - Редакционная комиссия) в количестве девяти членов Конституционного Собрания.
2. Предложения по персональному составу Редакционной комиссии вносит Председатель Конституционного Собрания.
3. Конституционное Собрание утверждает руководителя и членов Редакционной комиссии списком, если не примет иного решения. Постановление Конституционного Собрания об образовании Редакционной комиссии считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
Статья 34. Счетная комиссия Конституционного Собрания
1. Для проведения соответствующих видов голосования и контроля за правильностью использования электронной системы голосования Конституционное Собрание образует Счетную комиссию Конституционного Собрания (далее - Счетная комиссия) в количестве девяти членов Конституционного Собрания.
2. Предложения по персональному составу Счетной комиссии вносит Председатель Конституционного Собрания.
3. Конституционное Собрание утверждает руководителя и членов Счетной комиссии списком, если не примет иного решения, открытым голосованием с использованием электронной системы голосования. Постановление Конституционного Собрания об образовании Счетной комиссии считается принятым, если за него подано большинство голосов от числа членов Конституционного Собрания, принявших участие в голосовании.
Статья 35. Объединения членов Конституционного Собрания
1. Члены Конституционного Собрания вправе образовывать объединения. Регистрации подлежат объединения членов Конституционного Собрания численностью не менее 20 человек. Регистрация осуществляется Советом Конституционного Собрания.
2. Член Конституционного Собрания вправе выйти из объединения членов Конституционного Собрания. В этом случае член Конституционного Собрания подает соответствующее заявление в Президиум Конституционного Собрания.
3. Член Конституционного Собрания вправе состоять только в одном объединении членов Конституционного Собрания.
4. Член Конституционного Собрания, не входящий в объединения членов Конституционного Собрания, может войти в одно из них с согласия его членов.
5. В случае, если в объединении членов Конституционного Собрания осталось менее двадцати человек, его регистрация аннулируется Советом Конституционного Собрания.
6. Вопросы организации внутренней деятельности объединений членов Конституционного Собрания решаются ими самостоятельно.
Глава 6. Деятельность и решения Конституционного Собрания
Статья 36. Общие условия деятельности Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание осуществляет свою деятельность и принимает решения на основе настоящего Федерального конституционного закона. При необходимости Конституционное Собрание может принять Регламент своей деятельности.
2. Конституционное Собрание осуществляет свою деятельность на основе принципов коллегиальности и гласности.
Статья 37. Коллегиальность в деятельности Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание осуществляет свою деятельность коллегиально.
2. Вопросы, отнесенные к ведению непосредственно Конституционного Собрания, решаются на его заседаниях большинством голосов членов Конституционного Собрания, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 38. Гласность в деятельности Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание осуществляет свою деятельность открыто. В случае необходимости могут проводиться закрытые заседания Конституционного Собрания и его рабочих органов.
2. На открытых заседаниях Конституционного Собрания и его рабочих органов могут присутствовать приглашенные специалисты, представители общественности, средств массовой информации. Правила видео- и киносъемки в залах заседаний определяются внутренним распорядком Конституционного Собрания.
3. Приглашенные лица обязаны соблюдать порядок в залах заседаний и при его нарушении могут быть удалены по распоряжению председательствующего.
Статья 39. Размещение в зале заседаний Конституционного Собрания
1. Общий порядок размещения членов Конституционного Собрания в зале заседания определяет Организационный комитет. Если Конституционное Собрание не согласится с этим порядком размещения членов Конституционного Собрания в зале заседаний, оно вправе принять иной порядок.
2. За председательским столом в зале заседаний располагаются только Председатель Конституционного Собрания и его заместители.
Остальные члены Конституционного Собрания размещаются в зале заседаний на одинаковых условиях с учетом принадлежности к членам Конституционного Собрания по должности, по избранию и по назначению.
3. Зал заседаний Конституционного Собрания должен быть оборудован средствами электронной системы голосования, микрофонами и трибуной для выступлений. Каждое место члена Конституционного Собрания оборудуется средствами для электронного голосования и микрофоном.
4. В зале заседаний Конституционного Собрания отводятся места для приглашенных лиц, а также для размещения журналистов и ведения видео- и киносъемки.
Статья 40. Начало работы Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание начинает работу в день, указанный в постановлении Совета Федерации о созыве Конституционного Собрания.
2. По прибытии к месту работы Конституционного Собрания член Конституционного Собрания получает все материалы и документы, связанные с подтверждением неизменности действующей или принятием новой Конституции Российской Федерации.
3. Конституционное Собрание правомочно начать работу и проводить все последующие заседания в присутствии двух третей от установленного настоящим Федеральным конституционным законом общего числа членов Конституционного Собрания.
4. Первое заседание Конституционного Собрания открывает Председатель Совета Федерации. Он ведет заседания до избрания Председателя Конституционного Собрания.
5. Председатель Конституционного Собрания проводит избрание заместителей Председателя Конституционного Собрания.
6. Конституционное Собрание на одном из первых заседаний утверждает внутренний распорядок Конституционного Собрания, а также порядок рассмотрения обращений в Конституционное Собрание, в том числе жалоб на решения Конституционного Собрания и его органов, действия должностных лиц и членов Конституционного Собрания, сотрудников Аппарата Конституционного Собрания. Указанные документы утверждаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Конституционного Собрания с использованием электронной системы голосования.
7. Заседания Конституционного Собрания подлежат стенографической записи и аудиозаписи. На их основе составляется протокол заседаний Конституционного Собрания. Он подписывается председательствующим на соответствующем заседании Конституционного Собрания.
Статья 41. Обсуждение и решение вопросов, связанных с подтверждением неизменности действующей Конституции
1. После решения организационных вопросов Конституционное Собрание переходит. к обсуждению вопроса о подтверждении неизменности действующей Конституции.
2. По данному вопросу выступает Председатель Совета Федерации с информацией о характере внесенных предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции, о результатах их рассмотрения в Государственной Думе и Совете Федерации.
Председатель Совета Федерации не вправе высказывать оценочных суждений и призывать членов Конституционного Собрания к определенному варианту решения.
3. В рамках времени, определенного Конституционным Собранием, проводятся прения по вопросу о подтверждении неизменности действующей Конституции.
4. Непосредственно по окончании прений на голосование путем подачи бюллетеней выносится проект постановления Конституционного Собрания следующего содержания: "Подтвердить неизменность действующей Конституции Российской Федерации". Ниже располагаются ответы "За" и "Против". Рядом с каждым вариантом ответа располагается пустой квадрат.
5. В период времени, определенный Конституционным Собранием, Счетная комиссия проводит голосование членов Конституционного Собрания по вопросу о подтверждении неизменности действующей Конституции.
6. Голосование считается состоявшимся, если число получивших бюллетени составляет не менее двух третей от общего числа членов Конституционного Собрания.
7. Член Конституционного Собрания, получивший бюллетень, должен его заполнить и опустить в ящик для голосования.
8. Счетная комиссия непосредственно по окончании времени, отведенного для голосования, определяет голосование состоявшимся или не состоявшимся. Признав голосование состоявшимся, Счетная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных "За" и "Против".
Установленные результаты голосования непосредственно после его окончания Счетная комиссия докладывает Конституционному Собранию.
9. Если по результатам подсчета Счетная комиссия определяет голосование не состоявшимся, полномочия Конституционного Собрания прекращаются с момента доклада Счетной комиссии о результатах Конституционному Собранию. Специального постановления по данному вопросу не принимается, а неизменность действующей Конституции считается подтвержденной.
10. Если по результатам подсчета Счетная комиссия определяет голосование как состоявшееся, неизменность действующей Конституции считается подтвержденной, если за постановление о подтверждении ее неизменности подано две трети голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
11. С принятием постановления Конституционного Собрания о подтверждении неизменности действующей Конституции полномочия Конституционного Собрания прекращаются.
12. Если за постановление Конституционного Собрания о подтверждении неизменности действующей Конституции подано менее двух третей голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, это является основанием для продолжения деятельности Конституционного Собрания с целью разработки проекта новой Конституции. Отдельного решения Конституционного Собрания по данному вопросу не требуется.
Статья 42. Принятие решения о разработке новой Конституции на основе проекта, представленного инициатором
1. В случае если постановление Конституционного Собрания о подтверждении неизменности действующей Конституции в соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 41 настоящего Федерального конституционного закона не получило требуемого числа голосов и деятельность Конституционного Собрания продолжена, Конституционное Собрание приступает к разработке новой Конституции.
2. Председательствующий вносит на голосование Конституционного Собрания предложение о том, чтобы принять за основу новой Конституции проект, представленный в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Федерального конституционного закона инициатором пересмотра положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции. По данному предложению проводится открытое голосование с помощью электронной системы голосования. Постановление Конституционного Собрания считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
3. В случае если принято постановление Конституционного Собрания о принятии за основу новой Конституции проекта, представленного инициатором, Конституционное Собрание образует Секции для доработки соответствующих статей, глав и иных Частей проекта. При этом в проект могут вноситься необходимые изменения и дополнения, в том числе и не связанные с первоначальным текстом проекта. При этом мнение инициатора учитывается, но не является обязывающим.
4. На основе предложений Секций проект новой Конституции дорабатывается Рабочей группой и Экспертной группой и вносится на рассмотрение Конституционного Собрания.
Статья 43. Разработка Конституционным Собранием проекта новой Конституции при отклонении проекта, представленного инициатором
1. Если предложение принять за основу новой Конституции проект, представленный инициатором, не получило требуемого большинства голосов в соответствии с пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального конституционного закона, Конституционное Собрание организует разработку своего проекта новой Конституции. Принятие отдельного постановления по данному вопросу не требуется.
2. Разработка проекта начинается с выработки и обсуждения концепции новой Конституции. Проект концепции подготавливается Экспертной группой. Обсуждение проекта концепции проводится на заседаниях Конституционного Собрания в рамках определенного им времени, с тем чтобы дать возможность изложить свои предложения максимально большему числу членов Конституционного Собрания. Редакционная комиссия и Экспертная группа обобщают высказанные предложения и с учетом их подготавливают доработанный текст концепции новой Конституции.
3. Доработанный текст концепции новой Конституции вновь выносится на обсуждение Конституционного Собрания, после чего проводится открытое голосование об одобрении концепции с использованием электронной системы голосования. Постановление Конституционного Собрания об одобрении концепции новой Конституции считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
Если концепция новой Конституции не получила требуемого большинства голосов, полномочия Конституционного Собрания прекращаются.
4. После одобрения концепции новой Конституции Конституционное Собрание образует Секции для разработки соответствующих статей, глав и иных частей текста проекта новой Конституции, для чего Секциям отводится не более 60 дней. Затем в десятидневный срок Рабочая группа и Экспертная группа совместно сводят подготовленные материалы в единый текст проекта новой Конституции.
Указанный текст выносится на обсуждение Конституционного Собрания. Высказанные при обсуждении замечания, поправки и предложения учитываются Секциями.
На основе предложений Секций проект новой Конституции дорабатывается Рабочей группой и Экспертной группой и вносится на рассмотрение Конституционного Собрания.
Статья 44. Решение Конституционного Собрания о способе принятия новой Конституции
1. По завершении работы над текстом проекта новой Конституции и одобрении требуемым большинством голосов всех его статей и целостных частей Конституционное Собрание решает вопрос о способе принятия новой Конституции Российской Федерации.
2. Конституционное Собрание в соответствии с действующей Конституцией вправе:
а) принять новую Конституцию Российской Федерации;
б) вынести проект новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.
3. Конституционное Собрание открытым голосованием с использованием электронной системы голосования определяет один из способов принятия новой Конституции Российской Федерации, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей статьи. Применяется способ принятия новой Конституции, за который подано больше голосов.
Решение Конституционного Собрания о способе принятия Новой Конституции Российской Федерации оформляется постановлением.
Статья 45. Принятие новой Конституции Конституционным Собранием
1. Если Конституционное Собрание решает само принять Новую Конституцию, принятие новой Конституции производится голосованием с использованием бюллетеней.
2. В текст бюллетеня включается вопрос: "Голосуете вы за принятие или против принятия новой Конституции Российской Федерации?" Ниже располагаются ответы "За" и "Против". Рядом с каждым вариантом ответа располагается пустой квадрат.
3. Конституционное Собрание определяет точный период времени, в который проводится голосование. Член Конституционного Собрания обязан принять участие в голосовании. Счетная комиссия выдает бюллетень для голосования члену Конституционного Собрания.
4. Голосование считается состоявшимся, если число получивших бюллетени составляет не менее двух третей от общего числа членов Конституционного Собрания.
5. Член Конституционного Собрания, получивший бюллетень, должен его заполнить, для чего выбирает один из вариантов ответа на вопрос, включенный в бюллетень, и ставит какой-либо знак в пустой квадрат рядом с выбранным вариантом ответа.
6. Бюллетень считается недействительным, если знаки поставлены в оба квадрата либо не поставлены ни в один квадрат. Недействительными считаются также бюллетени неустановленной формы и бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление члена Конституционного Собрания.
7. Член Конституционного Собрания опускает бюллетень в ящик для голосования. Счетная комиссия непосредственно по окончании времени, отведенного для голосования подсчитывает и погашает невыданные бюллетени, сверяет количество выданных и погашенных бюллетеней и определяет голосование состоявшимся. Счетная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных "За" и "Против".
Установленные результаты голосования непосредственно после его окончания Счетная комиссия докладывает Конституционному Собранию.
8. Если по результатам подсчета Счетная комиссия определяет голосование по новой Конституции не состоявшимся, полномочия Конституционного Собрания прекращаются с момента доклада Счетной комиссии о результатах Конституционному Собранию. Специального постановления по данному вопросу не принимается.
9. Новая Конституция Российской Федерации считается принятой Конституционным Собранием, если за ее принятие подано две трети голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
Решение Конституционного Собрания оформляется постановлением о принятии Конституции Российской Федерации.
10. Если за принятие новой Конституции подано менее двух третей голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, новая Конституция считается не принятой, а полномочия Конституционного Собрания прекращаются с момента доклада Счетной комиссии о результатах Конституционному Собранию.
11. Непринятие новой Конституции Конституционным Собранием означает одновременно подтверждение неизменности действующей Конституции Российской Федерации.
Статья 46. Вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование
1. Если Конституционное Собрание приняло решение вынести проект новой Конституции на всенародное голосование, Конституционному Собранию надлежит принять решение об одобрении проекта новой Конституции, выносимого на всенародное голосование.
2. Решение Конституционного Собрания об одобрении проекта новой Конституции, выносимого на всенародное голосование, принимается голосованием с использованием бюллетеней.
В текст бюллетеня включается вопрос: "Одобряете вы проект новой Конституции Российской Федерации, выносимый на всенародное голосование?" Ниже располагаются ответы "Одобряю" и "Не одобряю". Рядом с каждым вариантом ответа располагается пустой квадрат.
3. Голосование и подсчет голосов по вопросу об одобрении Конституционным Собранием проекта новой Конституции, выносимого на всенародное голосование, проводятся по правилам, определенным в пунктах 3-7 статьи 45 настоящего Федерального конституционного закона.
4. Если по результатам подсчета Счетная комиссия определяет голосование по одобрению проекта новой Конституции не состоявшимся, полномочия Конституционного Собрания прекращаются с момента доклада Счетной комиссии о результатах Конституционному Собранию.
5. Проект новой Конституции Российской Федерации считается одобренным Конституционным Собранием, если за его одобрение подано две трети голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
Решение Конституционного Собрания оформляется постановлением об одобрении проекта новой Конституции, выносимого на всенародное голосование.
6. Если за одобрение проекта новой Конституции, выносимого на всенародное голосование, подано менее двух третей голосов от Общего числа членов Конституционного Собрания, проект Конституции считается не одобренным, а полномочия Конституционного Собрания прекращаются с момента доклада Счетной комиссии о результатах Конституционному Собранию.
Статья 47. Проведение всенародного голосования по проекту новой Конституции
1. Конституционное Собрание направляет Президенту Российской Федерации, а также для сведения в палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
проект новой Конституции;
постановление об одобрении проекта новой Конституции;
постановление о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.
2. Всенародное голосование по проекту новой Конституции назначается и проводится в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"-
3. В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона после принятия решения Конституционного Собрания о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование в деятельности Конституционного Собрания объявляется перерыв.
В связи с сохранением на данный период полномочий Конституционного Собрания и необходимостью созыву его заключительного заседания Председатель Конституционного Собрания и его заместители продолжают осуществление своих полномочий.
4. Новая Конституция считается принятой всенародным голосованием, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки для голосования.
5. Итоги всенародного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья 48. Заключительное заседание Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание созывается на заключительное заседание Председателем Конституционного Собрания для заслушивания доклада Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об итогах всенародного голосования. Прения по этому докладу не проводятся.
2. Если по итогам всенародного голосования проект новой Конституции получил требуемое число голосов, Конституционное Собрание обязано объявить о том, что принята новая Конституция Российской Федерации. Голосование Конституционного Собрания по данному вопросу не проводится. После этого Конституционное Собрание прекращает свою деятельность.
3. Если по итогам всенародного голосования проект новой Конституции не получил требуемого числа голосов, Конституционное Собрание принимает к сведению доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и обязано объявить о неизменности действующей Конституции Российской Федерации. Голосование Конституционного Собрания по данному вопросу не проводится. После этого Конституционное Собрание прекращает свою деятельность.
Статья 49. Вступление в силу новой Конституции Российской Федерации
Новая Конституция Российской Федерации вступает в силу ро дня ее принятия Конституционным Собранием либо всенародным голосованием, если в Конституции не указан иной срок ее вступления в силу.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.