Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 630939-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В целях закрепления полномочия по аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы за Минкультуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - законопроект).
С 2010 года Минкультуры России осуществляет аттестацию экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (далее - эксперты).
Полномочие Минкультуры России по аттестации экспертов было установлено пунктом 9 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 (далее - Положение).
Во исполнение пункта 9 Положения было утверждено Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы приказом Минкультуры России от 26.08.2010 N 563.
С 2022 года аттестация экспертов является государственной услугой и внесена в Федеральный реестр государственных услуг.
В настоящее время действуют полномочия 627 экспертов.
Эксперты проводят работы, связанные с определением исторической, архитектурной, мемориальной, градостроительной ценности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры Российской Федерации) (далее - объект культурного наследия), проводят экспертизу проектов зон охраны объектов культурного наследия, проводят оценку влияния строительных работ на объект культурного наследия, проверяют соответствие требованиям проектных работ на объектах культурного наследия, что предполагает наличие у экспертов соответствующего образования и опыта работы по направлению экспертной деятельности, а также знаний и умений в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия.
Процедура аттестации экспертов предполагает проверку требований, предъявляемых к образованию и стажу работы экспертов согласно Положению, а также оценку знаний и умений экспертов по заявляемым объектам экспертизы, с целью повышения уровня квалификации экспертов, осуществляющих работы в отношении объектов культурного наследия, во избежание их разрушения и нанесения им ущерба, снятия с государственной охраны ценных объектов культурного наследия.
27.04.2024 вступил в силу пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2024 N 530 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" (далее - Постановление). Содержанием изменений, которые внесены в Положение о государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с пунктом 2 Постановления, полномочие Минкультуры России по аттестации экспертов не предусмотрено.
Законопроектом вносятся изменения в статью 9 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части добавления полномочия Минкультуры России по установлению порядка аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
Законопроект подпадает под действие Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в пределах установленной предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и Культуры) народов Российской Федерации" не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации".
Проект указанного акта разрабатывается с целью наделения Министерства полномочиями по аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Минкультуры России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2024 N 530 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".
Проект указанного акта разрабатывается с целью приведения в соответствие постановления с нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Минкультуры России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.