Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях усовершенствования порядка представления сведений в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Законопроект вносит изменение в статью 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в части изменения (увеличения) срока представления страхователями сведений о застрахованных лицах.
В связи с объединением Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) были внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ, для страхователей постановлением Правления ПФР от 31 октября 2022 года N 245п с 2023 года введена новая единая форма отчётности о застрахованных лицах ЕФС-1.
Изменение статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (подпункт 5 пункта 2, пункт 6) повлекло возникновение у страхователей обязанности в течение 1 (одного) дня представлять сведения о датах заключения (прекращения) гражданско-правовых договоров (далее - ГПД) в органы Фонда.
Вместе с тем, такие сведения страхователем ежемесячно (не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным) передаются в налоговые органы и в порядке межведомственного взаимодействия поступают в Фонд. Отдельно сведения о страховом стаже застрахованных лиц представляются ежегодно, не позднее 25-го января следующего года в составе формы ЕФС-1 (подраздел 1.2 раздела 1 формы). Применительно к системе социального страхования для целей назначения и выплаты пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункты 4.2, 5 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством") учитывается размер страховых взносов, уплаченных за лицо, заключившее ГПД, в году, предшествующем году наступления страхового случая, которые доводятся до страховщика по его запросу отдельно при наступлении каждого страхового случая.
До 2023 года страхователи представляли в Фонд информацию о застрахованных лицах, заключивших ГПД, и периодах их работы в составе ежемесячной формы СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" - ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а также в составе формы СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" - ежегодно.
С 2023 года срок - 1 (один) день представления сведений в отношении застрахованных лиц, заключивших ГПД, приравнен к сроку представления сведений о работниках, заключивших трудовые договоры. При этом требование закона об оперативном представлении данных о трудовой деятельности физических лиц обусловлены нормами трудового законодательства (статьи 66, 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ). В отношении физических лиц, заключивших ГПД, таких требований в законодательстве не содержится.
В то же время ГПД предполагает равенство субъектов гражданского оборота, свободу в заключении договора и определении его условий (сроков, порядка расчетов, порядка заключения и расторжения (прекращения)). ГПД может быть заключен путем совершения конклюдентных действий, без документального оформления правоотношений либо дистанционно, а также может быть распространен на предыдущие периоды и пр. Указанные отличия на практике зачастую создают сложности при исполнении страхователями установленной законом обязанности по представлению сведений.
Так, по данным информационной системы Картотека арбитражных дел https://kad.arbitx.ru в 2023 году арбитражными судами было рассмотрено более 2 700 дел, связанных с привлечением страхователей к ответственности за нарушение срока представления единой формы сведений о застрахованных лицах, в т.ч. по заключенным договорам ГПД. С учетом формального состава правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суды признают привлечение страхователей к ответственности в таких случаях обоснованным. Также активно формируется судебная практика по привлечению должностных лиц страхователей к административной ответственности за нарушение срока представления указанных выше сведений (пункт 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Внесение предлагаемого законопроектом изменения позволит исключить возникновение спорных ситуаций, связанных с соблюдением страхователями срока при представлении сведений о заключенных (прекращенных) ГПД. Новый срок предлагается установить равным сроку, ранее предусмотренному для представления данных сведений в составе формы СЗВ-М (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению эффективности использования бюджетных средств при реализации государственных функций, оптимизации администрирования.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Нормы законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.