Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации и создания условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально-экономических задач, в том числе задач по повышению уровня жизни граждан Российской Федерации и задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее производства за счет разработки и внедрения технологических инноваций.
В проекте федерального закона учтены цели технологического развития, предусмотренные в Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р.
Проектом федерального закона определяются цели, задачи и инструменты технологической политики в Российской Федерации по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации; регулируются правоотношения, возникающие между субъектами, осуществляющими формирование технологической политики в Российской Федерации, и лицами, осуществляющими содействие в сфере развития технологий; регулируются вопросы разработки и внедрения критических и сквозных технологий; раскрывается содержание национальных проектов технологического суверенитета, среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий, программ инновационного развития организаций с государственным участием; устанавливаются положения о технологических инновациях, государственном стимулировании деятельности по реализации технологической политики, в том числе цели и принципы такого стимулирования; определяются состав инфраструктуры развития технологий и инструменты информационного обеспечения технологической политики.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проектом федерального закона не устанавливаются соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) будет осуществляться, в том числе за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Ожидаемый экономический эффект
Целями законопроекта закона является обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации и создание условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально-экономических задач, в том числе задач по повышению уровня жизни граждан Российской Федерации и задач в области обеспечения безопасности и обороны государства, а также обеспечение конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее производства за счет разработки и внедрения технологических инноваций. Законопроект создаст дополнительные предпосылки для реализации отечественных проектов полного инновационного цикла на основе собственных линий разработки технологий, что сократит объем импорта высокотехнологичной продукции, создаст новые точки экономического роста и источники налоговых поступлений.
Анализ текущей ситуации
Достижение указанных целей требует решения ряда вызовов, включая:
отсутствие долгосрочного планирования в части развития технологий;
отсутствие единого информационного поля в области технологической политики, включающего единую терминологию, единый классификатор технологий и информационные реестры, а также информационные ресурсы;
отсутствие подходов к единому жизненному циклу исследований, разработок и производства продукции;
отсутствие вовлеченности крупных государственных компаний в технологическую повестку в связи с формальным подходом к реализации программ инновационного развития;
отсутствие централизованных инструментов коммуникаций и международного сотрудничества по технологическому развитию;
отсутствие общих подходов к поддержке отечественных разработчиков технологий через венчурные инвестиции и иные механизмы с обязательной коммерциализацией результатов.
Объем и источники дополнительного финансирования
Реализация технологической политики потребует финансового обеспечения по следующим направлениям:
оплата труда государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, задействованных в реализации технологической политики;
развитие, эксплуатация и совершенствование инструментов информационного обеспечения технологической политики, а также информационное обеспечение ее реализации.
Финансовое обеспечение расходов на реализацию законопроекта будет осуществляться в рамках государственных программ "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Объем финансирования по указанным направлениям может составить 1,67 млрд. рублей за 3 года и будет уточняться с учетом решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения технологического лидерства Российской Федерации при подготовке предусмотренного законопроектом решения Правительства Российской Федерации об определении уполномоченного федерального органа (уполномоченных федеральных органов) исполнительной власти в области технологической политики и его (их) полномочий в рамках формирования и исполнения федерального бюджета Российской Федерации на очередной плановый и прогнозный период.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных законодательных актов в связи с принятием Федерального закона.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в следующий нормативный правовой акт Президента Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации".
Основание: пункт 6 части 1 статьи 3 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минобрнауки России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - признание утратившим силу перечня критических технологий, утвержденных указом Президента Российской Федерации, в связи с передачей соответствующих полномочий Правительству Российской Федерации или уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти.
Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О планировании технологической политики".
Основание - пункт 7 части 1 статьи 3, часть 2 статьи 4, часть 3 статьи 6, пункты 1-7 части 1 статьи 7, пункт 1 части 2 статьи 7, пункт 1 части 4 статьи 18 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпромторг России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - определение порядка планирования технологической политики, в том числе содержащего:
целевые показатели обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации, среднесрочного и долгосрочного технологического развития в отраслях экономики, а также порядок измерения и осуществления мониторинга указанных показателей и эффективности технологической политики, включающий методику расчета показателей, характеризующих достижение технологического суверенитета в соответствующей отрасли экономики;
методики оценки уровней готовности технологий, оценки уровней готовности производства, определения уровня рыночной готовности и коммерциализации конечной продукции в целях определения порядка финансирования проектов, предусмотренных Федеральным законом, и ключевых показателей их результативности;
требования к среднесрочным и долгосрочным планам развития технологий, а также порядок их разработки;
порядок подготовки карт технологической кооперации и осуществления контроля за их исполнением, а также требований к их форме и содержанию (или определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на утверждение указанного порядка);
порядок формирования и актуализации перечней критических и сквозных технологий;
перечень видов высокотехнологической продукции.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О национальных проектах технологического суверенитета".
Основание - часть 2 статьи 11 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, иные федеральные органы исполнительной власти, курирующие национальные проекты технологического суверенитета.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - определение порядка реализации национальных проектов технологического суверенитета, формы паспорта национального проекта технологического суверенитета, а также порядка осуществления мониторинга реализации национальных проектов технологического суверенитета.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О проектах по развитию сквозных технологий".
Основание - часть 4 статьи 18 Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка оценки технологий и отнесения их к сквозным технологиям, а также порядка реализации проектов по развитию сквозных технологий, включающего описание функций и порядок взаимодействия лиц, участвующих в реализации указанных проектов, порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия соглашений о развитии сквозных технологий, типовую форму таких соглашений, в том числе предусматривающую условие о сроке их исполнения, и порядок осуществления мониторинга их исполнения.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оценки эффективности предоставления средств, включающих особенности определения целевого характера использования средств при предоставлении мер государственного стимулирования и применяемые при проведении такой оценки критерии, а также порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, требования к проведению экспертиз, осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов, условия и допустимые формы финансового обеспечения проектов за счет средств, предоставленных при предоставлении мер государственного стимулирования".
Основание - часть 5 статьи 25 Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление правил оценки эффективности, включающих особенности определения целевого характера использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направленных на финансирование проектов технологического развития, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, применяемых при проведении такой оценки критериев, а также требований к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов технологического развития.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области технологической политики и его компетенции, в том числе в части информационного обеспечения технологической политики".
Основание - часть 3 статьи 7 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Минпромторг России, Минобрнауки России.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - определение уполномоченного (уполномоченных) федерального органа (федеральных органов) исполнительной власти в области технологической политики и его (их) компетенций, в том числе наделение его (их) полномочиями по информационному обеспечению технологической политики.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об информационном обеспечении технологической политики".
Основание - пункты 5-8 части 2 и часть 5 статьи 7, статья 27 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минцифры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - определение:
федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего создание и эксплуатацию инструмента обработки данных и инструмента мастер-данных;
государственной информационной системы (государственных информационных систем), в составе которой (которых) будут реализованы инструмент обработки данных и инструмент мастер-данных;
прав и обязанностей органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих формирование технологической политики Российской Федерации, по организации информационного обеспечения технологической политики, а также порядка предоставления указанными органами доступа к информации инструмента обработки данных и инструмента мастер-данных участникам информационного обмена.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 "Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" в части установления особенностей предоставления субсидий в целях реализации проектов технологического развития.
Основание - пункт 4 части 4 статьи 18, часть 10 статьи 24 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление особенностей предоставления субсидий в целях реализации национальных проектов технологического суверенитета, проектов по развитию сквозных технологий, включая условия финансирования проектов, полномочия главных распорядителей бюджетных средств и их ответственность за осуществление агентом технологического развития мониторинга и контроля реализации проекта технологического развития получателем финансирования проектов технологического развития.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. N 2418.
Основание - часть 3 статьи 7 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - кадровое обеспечение реализации полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области технологической политики.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации".
Основание - пункт 5 части 1 статьи 7 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минобрнауки России.
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - исключение из указанного акта правил формирования, корректировки и реализации перечня критических технологий Российской Федерации или внесение в них изменений.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 983 "О федеральных научно-производственных центрах".
Основание - статьи 16 и 17 Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минобороны России, Государственная корпорация "Росатом".
Срок принятия - в течение ста восьмидесяти дней со дня принятия Федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - включение фактов реализации национального проекта технологического суверенитета и исполнения соглашения о развитии сквозных технологий в число оснований, по которым может присваиваться статус федерального научно-производственного центра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.