Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 481586-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о сокращении нормальной продолжительности рабочего времени до 39 часов в неделю и продолжительности рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих выходному дню) внесен сенатором Российской Федерации А.М. Гибатдиновым
Досье на проект федерального закона
Законопроектом N 481586-8 предлагается внести в часть вторую статьи 91 и часть первую статьи 95 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) изменения, предусматривающие установление нормальной продолжительности рабочего времени 39 часов в неделю и уменьшение на один час продолжительности рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих не только нерабочему праздничному дню, но и выходному дню.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, "...в современных условиях большинство работников фактически находятся на своих рабочих местах больше, чем 8 часов в день, в связи с необходимостью заранее явиться к месту осуществления трудовых функций и выполнения сопутствующих основным трудовым обязанностям поручений. Помимо этого, многие работодатели злоупотребляют, увеличивая объемы производства без увеличения штатов сотрудников и вынуждая работников работать в условиях постоянных переработок, которые не оплачиваются... Сокращение рабочего времени - современный и прогрессивный шаг, направленный на расширение трудовых гарантий граждан Российской Федерации".
По результатам рассмотрения законопроекта N 481586-8 необходимо отметить следующее:
Одним из важнейших институтов трудового права является институт рабочего времени, который регулирует участие работников в процессе производства, устанавливая обязательную для них меру труда. Рабочее время является универсальным параметром для оценки количества труда, его качества и эффективности.
Функциями рабочего времени являются: охранительная (восстановление трудоспособности работников), производственная (обеспечение производительности труда), гарантийная (установление государством максимальной продолжительности рабочего времени, соблюдение которой является обязательным для всех работодателей).
Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).
Правовое регулирование рабочего времени состоит, в первую очередь, в нормировании его продолжительности - установлении продолжительности времени, которое работник должен отработать у данного работодателя в определенный период времени (в течение суток, недели, года). Законодательно регулируются также вопросы установления режима рабочего времени, учета рабочего времени, прав и обязанностей работников и работодателей, связанных с рабочим временем, предоставлением соответствующих гарантий, привлечением к ответственности.
В основе регулирования вопросов рабочего времени лежит статья 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой работающему по трудовому договору гарантируется продолжительность рабочего времени, установленная федеральным законом. Следует упомянуть и Конвенцию МОТ N 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю", ратифицированную СССР Указом Президиума ВС СССР от 04.06.1956 г.
Установленная частью второй статьи 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Такая предельная продолжительность рабочего времени называется "нормальной" в связи с тем, что по общему правилу это ограничение распространяется на работников всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Наряду с нормальной продолжительностью рабочего времени законодатель выделяет сокращенное и неполное рабочее время. Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени, по сути, являются видами полного рабочего времени, в течение которого работник отрабатывает установленную ему норму продолжительности рабочего времени.
Сокращенная продолжительность рабочего времени менее 40 часов в неделю устанавливается для отдельных категорий работников (ст. 92 ТК РФ). При этом продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 92 ТК РФ).
Для сокращенной продолжительности рабочего времени характерно наличие следующих основных признаков:
1) сокращенная продолжительность рабочего времени является полной нормой для отдельных категорий работников;
2) факторами, определяющими необходимость введения сокращенной продолжительности рабочего времени, являются условия труда, особый характер труда, физиологические или возрастные особенности самих работников;
3) сокращенная продолжительность рабочего времени вводится в целях повышенной защиты и охраны труда этих работников;
4) заработная плата работников, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, не уменьшается пропорционально отработанному времени.
Согласно статье 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;
для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;
для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных частью первой статьи 92 ТК РФ для лиц соответствующего возраста (12 и 17,5 часов в неделю соответственно).
ТК РФ и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и др.).
Кроме того, частью первой статьи 93 ТК РФ предусматривается, что по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться без ограничения срока либо на любой срок, согласованный сторонами трудового договора.
Предлагаемое законопроектом сокращение нормальной продолжительности рабочего времени до 39 часов в неделю не соответствует части третьей статьи 92 ТК РФ, согласно которой для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) в связи с отнесением условий труда к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, предусмотрена возможность увеличения сокращенной продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю с согласия работника и с выплатой ему отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Проектируемое законопроектом сокращение нормальной продолжительности рабочего времени может повлечь за собой фактическое снижение заработной платы работников, поскольку нередко оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.
Кроме того, предлагаемые изменения с большой вероятностью вызовут снижение эффективности и производительности труда, приведут к существенному увеличению затрат работодателей из-за необходимости привлечения имеющихся работников к сверхурочной работе для выполнения прежнего объема работ.
В пояснительной записке не приводятся объективные доводы и статистические данные, свидетельствующие о необходимости сокращения нормальной продолжительности рабочего времени с 40 до 39 часов в неделю. Законопроект не учитывает в должной мере существующие экономические реалии и ситуацию кадрового дефицита на российском рынке труда, не отражает особенности организации производственного процесса на крупных предприятиях (в том числе, с непрерывным производством), в неблагоприятных климатических условиях, при работе вахтовым методом.
В финансово-экономическом обосновании указано, что принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Однако сокращение нормальной продолжительности рабочего времени может привести к необходимости пересмотра норм для непрерывно действующих организаций, а также для работников, которым установлено сокращенное рабочее время. Для соблюдения указанных норм будет необходимо нанять новых работников, что повлечет дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, предлагаемые законопроектом N 481586-8 изменения в части сокращения нормальной продолжительности рабочего времени с 40 часов до 39 часов представляются избыточными.
Согласно части первой статьи 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. При этом в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (ч. 2 ст. 95 ТК РФ).
Законопроектом N 481586-8 предлагается в части первой статьи 95 ТК РФ предусмотреть сокращение на один час рабочего дня или смены в дни, непосредственно предшествующие выходному дню.
Частью третьей статьи 95 ТК РФ установлено, что накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов. Иногда ошибочно полагают, что в этом случае в отличие от пятидневной рабочей недели имеет место предвыходное сокращение рабочего дня. Однако пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями - это особая форма режима рабочего времени и времени отдыха, а не особая норма продолжительности рабочего времени. При таком режиме недельная норма времени работы распределяется на 5 дней - по 8 часов ежедневно. В свою очередь, при шестидневной рабочей неделе, как правило, работник трудится 4 дня по 7 часов ежедневно, а рабочий день, предшествующий выходному дню, имеет продолжительность 5 часов. Иными словами, речь идет не о сокращении продолжительности работы перед выходными, как в предпраздничные дни, а об ином распределении нормы рабочего времени в пределах недели.
Предлагаемое законопроектом изменение не согласуется с принципом равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК РФ), так как в случае его принятия возникнет разница в положении работников, трудящихся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели с одним сокращенным рабочим днем перед выходными, и работников, работающих посменно ("день через день", "два через два" и др.), которые будут иметь несколько сокращенных рабочих дней в неделю.
Результат рассмотрения законопроекта N 481586-8 органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 4 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 4 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает, что "...изменения аналогичного характера необходимо внести в часть третью статьи 92 указанного Кодекса в части продолжительности рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда".
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект N 481586-8, полагая, что "...необходимость сокращения нормальной продолжительности рабочего времени с 40 до 39 часов в неделю недостаточно обоснованы".
Правительство Российской Федерации полагает, что "...Кодекс предусматривает возможность гибкого подхода в регулировании вопросов рабочего времени и предлагаемые законопроектом изменения избыточны".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживая концепцию законопроекта N 481586-8, считает "...целесообразным вернуться к обсуждению вопроса о сокращении нормальной продолжительности рабочего времени после ожидаемого успешного достижения целей и выполнения задач специальной военной операции, поставленных Президентом Российской Федерации".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не представила своего мнения о законопроекте N 481586-8.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 481586-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.