Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 444859-8 "О внесении изменений в статью 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части использования средств видеофиксации при совершении отдельных нотариальных действий) внесен депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, С.А. Наумовым, К.М. Панешем, А.Н. Свистуновым, В.С. Селезнёвым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемым законопроектом предлагается уточнить статью 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), предусмотрев обязанность нотариуса использовать средства видеофиксации при удостоверении сделок по отчуждению или обременению недвижимого имущества с участием лиц, достигших шестидесятилетнего возраста.
По мнению авторов, принятие законопроекта "должно снизить количество случаев мошеннических действий с участием лиц предпенсионного и пенсионного возрастов, которые могут в полной мере не осознавать сути совершаемой сделки".
Комитет считает, что предлагаемые законодательной инициативой изменения являются необоснованными по следующим основаниям.
Действующее законодательство, по общему правилу, не предусматривает обязательного нотариального удостоверения сделок по отчуждению недвижимого имущества за исключением случаев, специально предусмотренных федеральными законами. Например, обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным (часть 1.1 статьи 42 и часть 2 статьи 54 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
С учетом того, что большинство сделок по отчуждению недвижимого имущества (купля-продажа, дарение и т.д.) происходят в простой письменной форме, проектируемые положения не решают проблему совершения преступлений в сфере оборота недвижимости.
Предложенная законодательная инициатива вступает в противоречие с положениями статьи 42 Основ, в соответствии с которыми нотариус вправе, а не обязан использовать средства видеофиксации.
В пояснительной записке к законопроекту не содержится сведений о технической возможности всех нотариусов к введению обязательной видеофиксации, а также хранению таких материалов.
Предлагаемое законопроектом установление шестидесятилетнего возраста (для обязательной видеофиксации при удостоверении нотариусом сделок по отчуждению или обременению недвижимого имущества) не согласуется с пояснительной запиской, в соответствии с которой законопроект направлен на защиту лиц пенсионного и предпенсионного возраста, а также не согласуется с действующим пенсионным законодательством.
Так, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) например: для мужчин по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они работали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; женщинам по достижении возраста 50 лет, если они работали в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, а также иным категориям граждан. Проектируемые положения не учитывают и такую категорию лиц как военные пенсионеры (вышедшие на пенсию по выслуге лет в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей").
Авторами законопроекта не приводится статистика, указывающая на неэффективность действующих положений Основ, в части нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом.
Следует отметить, что в силу статьи 16 Основ нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Указанные действия нотариус осуществляет независимо от возраста лиц, участвующих в совершении сделки.
Таким образом, действующее законодательство уже содержит комплекс мер, направленных на защиту участников сделок с недвижимым имуществом и выявление их намерений при заключении таких сделок с участием нотариуса.
Указанная законодательная инициатива также не поддерживается Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 444859-8 "О внесении изменений в статью 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.