Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 633935-8 "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта 26 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18 февраля 2024 г. N Пр-293 по итогам рабочей поездки в Чукотский автономный округ и Хабаровский край 10-11 января 2024 г. по вопросу обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность переноса плательщиками страховых взносов, получившими до 1 января 2023 г. статус резидента территории опережающего развития, расположенной на территории субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, или статус резидента свободного порта Владивосток, срока начала применения единых пониженных тарифов страховых взносов (в размере 0,0 процента свыше предельной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 7,6 процента в пределах такой величины).
Законопроект разработан в целях совершенствования механизма предоставления резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока льгот по уплате страховых взносов.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщики страховых взносов, получившие до 1 января 2023 г. статус резидента территории опережающего развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - резиденты ТОР) или статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" (далее - резиденты СПВ), вправе применять единые пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 процента в течение десяти лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Анализ практики реализации инвестиционных проектов в преференциальных режимах ТОР и СПВ свидетельствует о том, что в течение 3-5 лет после получения указанных статусов инвесторами осуществляется подготовка проектной документации, создаются объекты недвижимого имущества, приобретается и монтируется производственное оборудование. Данная стадия инвестиционных проектов, как правило, реализуется силами подрядных организаций и не требует привлечения наемных работников.
Продолжительность инвестиционной стадии проекта зависит в первую очередь от масштабов капиталовложений, технической сложности реализуемого проекта и географической отдаленности территории, на которой реализуется инвестиционный проект.
На сроки реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО) дополнительное влияние оказывают климатические факторы (значительная часть ДФО относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям), недостаточный уровень развития транспортной (энергетической) инфраструктуры, дефицит трудовых ресурсов и ограниченные сроки завоза грузов на отдельные территории. Введенные в отношении Российской Федерации и российского бизнеса санкционные ограничения также оказывают влияние на сроки реализации инвестиционных проектов.
Таким образом, для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории ДФО фактический срок возможности применения вышеуказанной преференции по уплате страховых взносов, составляет существенно менее 10 лет.
Федеральным законом "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - НК РФ) были внесены изменения, устанавливающие заявительный порядок применения единых пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ, получивших соответствующий статус после 1 января 2023 г. Заявительный порядок позволяет плательщикам самостоятельно определять дату начала применения пониженных тарифов страховых взносов с учетом планируемых сроков создания новых рабочих мест.
Вместе с тем указанные особенности применения пониженных тарифов страховых взносов не распространяются на резидентов ТОР и СПВ, получивших соответствующий статус до 1 января 2023 г.
В целях обеспечения равных условий налогообложения (статья 3 НК РФ) законопроектом предлагается предоставить инвесторам, получившим статус резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, и статус резидента СПВ до 1 января 2023 г., возможность приостановления срока применения единых пониженных тарифов страховых взносов (далее - приостановление) и фактически обеспечить возможность переноса льготного периода по страховым взносам на более поздний срок. Указанные изменения позволят инвесторам более эффективно использовать действующие преференции по страховым взносам и применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении большего количества новых рабочих мест, создаваемых на эксплуатационной стадии инвестиционных проектов.
Законопроектом предусматривается, что приостановление будет осуществляться на основании уведомления, представляемого плательщиком страховых взносов в налоговый орган. Общий срок приостановления не может превышать три года. В период действия приостановления плательщики страховых взносов будут уплачивать страховые взносы по общему тарифу (без применения льгот).
Возможность применения приостановки не приведет к увеличению общего срока применения пониженных тарифов страховых взносов, который составляет 10 лет для резидентов ТОР, расположенных в ДФО, и резидентов СПВ.
Учитывая, что законопроектом предусматривается возможность переноса сроков применения пониженных тарифов страховых взносов на более поздний срок и применения преференций по страховым взносам к большему количеству новых рабочих мест, принятие законопроекта повлечет возникновение дополнительных расходов федерального бюджета.
Вступление законопроекта в силу с даты его официального опубликования обосновано тем, что положениями законопроекта не изменяется действующий порядок исчисления страховых взносов и условия применения пониженных страховых взносов. Предлагаемыми законопроектом изменениями улучшается положение плательщиков страховых взносов (устанавливается возможность переноса срока применения пониженных тарифов страховых взносов), кроме того, данные изменения будут применятся только по инициативе плательщиков страховых взносов.
В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах улучшающие положение плательщиков страховых взносов могут вступать в силу со дня их официального опубликования.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), виды государственного контроля (надзора), виды разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) устанавливает возможность приостановления срока применения единых пониженных страховых взносов резидентами территорий опережающего развития (далее - ТОР), расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентами свободного порта Владивосток (далее - СПВ), получившими соответствующий статус до 1 января 2023 г.
В соответствии с положениями законопроекта указанным резидентам ТОР и СПВ предоставляется право приостанавливать срок применения единых пониженных тарифов страховых взносов на срок до 3 лет. В период действия указанного приостановления резиденты ТОР и СПВ будут уплачивать страховые взносы исходя из общих тарифов (без применения льгот), что повлечет рост поступлений в государственные внебюджетные фонды.
Вместе с тем в результате переноса части срока применения пониженных тарифов страховых взносов на более поздний период также возникнут недополученные доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Согласно произведенным расчетам, в результате приостановления применения единых пониженных тарифов страховых взносов резидентами, которые соответствуют условиям (пункт 3 приложения к настоящему финансово-экономическому обоснованию), в период с 2025 года по 2035 год прогнозируется превышение недополученных доходов над дополнительными доходами бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере 30 млрд. рублей.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" указанные выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов, возникшие в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации, будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, представляемых государственным внебюджетным фондам из федерального бюджета.
Методика расчета экономического эффекта представлена в приложении к настоящему финансово-экономическому обоснованию.
Приложение
к финансово-экономическому
обоснованию к проекту федерального
закона "О внесении изменения
в статью 427 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
Методика
расчета экономического эффекта
1. Дополнительные доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации возникнут в периоды приостановления применения пониженных тарифов страховых взносов, поскольку в указанные периоды инвесторы будут применять общий тариф страховых взносов (без использования преференций).
2. Недополученные доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации возникнут в результате переноса части срока применения пониженных тарифов страховых взносов на более поздний период.
3. Для анализа были отобраны 504 проекта резидентов ТОР и СПВ, получивших статус в период с 30 марта 2015 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации") по 1 января 2023 г. В указанную выборку не включены проекты, которые по состоянию на 1 января 2025 г. будут введены в эксплуатацию (планируется создание всех рабочих мест, предусмотренных бизнес-планом).
4. Предполагается, что законопроект вступит в силу до 1 января 2025 г.
5. Суммарный льготный период (срок применения пониженных тарифов страховых взносов) - 10 лет.
6. Расчет основан на предположении о том, что инвестор будет использовать приостановление применения пониженных тарифов страховых взносов на остаток времени до начала эксплуатационной фазы проекта (предполагается, что после ввода в эксплуатацию проект выходит на полную мощность, поэтому отсутствует необходимость использования приостановления, применения пониженных тарифов страховых взносов). Если инвестиционная фаза приходится более, чем на 3 месяца соответствующего года, то инвестор будет использовать приостановление на этот год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не предусматривает признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не предусматривает признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
3. Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления плательщика страховых взносов, получившего до 1 января 2023 г. статус резидента территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или статус резидента свободного порта Владивосток, о приостановлении (возобновлении) применения пониженных тарифов страховых взносов".
Ответственный исполнитель: Федеральная налоговая служба.
Примерный срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.