Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 634000-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Одновременно частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Росреестр и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный земельный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, связанных с использованием земельных участков.
Вместе с тем срок, в течение которого правообладатель земельного участка должен начать использовать земельный участок, а также признаки, на основании которых можно однозначно сделать вывод о неиспользовании такого земельного участка в течение определенного периода, для земельных участков, которые должны вовлекаться в хозяйственный оборот (земельные участки из состава земель населенных пунктов, а также садовые и огородные земельные участки), законодательством Российской Федерации не установлены (в настоящее время такие признаки установлены только в отношении земель сельскохозяйственного назначения)
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено уточнение предусмотренной статьей 42 Земельного кодекса обязанности своевременно приступать к использованию земельных участков во всех без исключения случаях.
Одновременно законопроектом вводится понятие "освоение земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, садового и огородного-земельного участка", устанавливается срок для такого освоения и предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации по определению перечня мероприятий, проводимых в рамках освоения земельного участка, то есть мероприятий, выполнение которых необходимо для приведения земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 45 Земельного кодекса при изъятии в предусмотренный законом трехлетний срок не включается срок освоения.
Таким образом, понятие "освоение земельного участка" имеет важнейшее значение с точки зрения вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот и сохранения прав на землю.
В целях прекращения различной практики применения норм законодательства Российской Федерации, связанных с необходимостью в рамках осуществления контрольных (надзорных) мероприятий установления, осуществляется ли освоение земельных участков, законопроектом предлагается ввести полномочия Правительства Российской Федерации по установлению признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков.
Законопроектом предлагается установить ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанности для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, не вводятся новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности.
Предлагаемые законопроектом нововведения не отменяют и не ухудшают ранее внедренные правовые механизмы, предусмотренные указанными федеральными законами, в связи с чем не приведут к утрате существующей правовой среды в сфере оформления прав на недвижимое имущество.
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной численности работников федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных таким органам на руководство и управление в сфере осуществления контрольных (надзорных) функций.
Вступление в силу положений соответствующего Федерального закона с 1 марта 2025 г. обусловлено сроками, предусмотренными частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения корреспондирующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" осуществляется одновременно с разработкой законопроекта.
Срок разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации" - март 2025 г.
Ответственный исполнитель - Росреестр.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих:
1. Перечень мероприятий, выполняемых в рамках освоения земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, а также садовых и огородных земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Основание: абзац третий части 2 статьи 1, абзац второй статьи 2 законопроекта.
Вид нормативного правового акта: постановление Правительства Российской Федерации.
Краткое описание: определение перечня мероприятий, выполнение которых необходимо для приведения земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, а также садовых и огородных земельных участков в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минприроды России, Минсельхоз России, Минстрой России, Минтранс России, Минэнерго России.
Срок подготовки - 15 января 2025 г., срок принятия - 1 марта 2025 г.
2. Признаки неиспользования земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Основание: абзац шестой части 2 статьи 1, абзац второй статьи 2 законопроекта.
Вид нормативного правового акта: постановление Правительства Российской Федерации.
Краткое описание: определение признаков неиспользования земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минприроды России, Минсельхоз России, Минстрой России, Минтранс России, Минэнерго России.
Срок подготовки - 15 января 2025 г., срок принятия -1 марта 2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.