Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 635077-8 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях поддержки предприятий в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией.
Предлагаемые поправки идут в развитие норм Федерального закона от 4 августа 2023 N 435-ФЗ "О внесении изменений в статью 55-16 Градостроительного кодекса Российской Федерации", в рамках которого было увеличено с 60 млн рублей до 90 млн рублей предельное значение стоимости работ по одному договору генерального подряда в строительстве, применяемого для определения первого уровня имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства. При этом установленный минимальный размер взноса в компенсационные фонды саморегулируемых организаций в области строительства сохранился в прежних значениях.
Анализ правоприменительной практики демонстрирует положительный эффект принятого закона на уровень конкуренции в сфере закупок строительных работ (в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 года, далее - 44-ФЗ). Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок, среди закупок строительных работ стоимостью от 60 млн рублей до 90 млн рублей, проведенных за период с 1 сентября 2023 года по 31 марта 2024 года: доля закупок без заявившихся участников составила 6% (годом ранее - 10,5%), доля закупок с единственным участником составила 36% (годом ранее - 42%).
Законопроектом предлагается увеличить на 40-50% размер обязательств, предусмотренного для первого и второго уровней ответственности членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, без увеличения размера взносов в компенсационные фонды саморегулируемых организаций: по первому уровню ответственности увеличить показатель с 25 млн рублей до 35 млн рублей, по второму уровню - с 50 млн рублей до 75 млн рублей.
Существующая система взносов в компенсационные фонды саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования установлена Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ). За период с I квартала 2017 года по I квартал 2024 года удорожание сметной стоимости проектных и изыскательских работ составило порядка 40%.
|
I квартал 2017 г. |
I квартал 2024 г. |
|
Индекс изменения стоимости изыскательских работ для строительства (по отношению к базовым ценам по состоянию на 1 января 2001 года) |
3,99 |
5,83 |
+46% |
Индекс изменения стоимости проектных работ для строительства (по отношению к базовым ценам по состоянию на 1 января 2001 года) |
3,99 |
5,81 |
+45.6% |
Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок, за период с 2017 по 2023 год наблюдается увеличение средней стоимости контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ с 3,2 млн рублей до 6,7 млн рублей, а также увеличение доли (по объему) контрактов стоимостью более 25 млн рублей (ограничение по первому уровню ответственности) с 61% до 80% (средняя стоимость таких контрактов увеличилась с 133,2 млн рублей до 235 млн рублей).
Наблюдается снижение конкуренции в сегменте закупок на выполнение проектно-изыскательских работ стоимостью от 25 до 75 млн рублей: с 2017 года в 2,5 раза увеличилась доля закупок с единственным участников (с 14% до 37% по итогам 2023 года), в 2 раза увеличилась доля закупок без участников (с 2,5% до 5% по итогам 2023 года).
Принимая во внимание, что за истекший период времени правоспособность микропредприятий (выручка не более 120 млн рублей) снизилась в два раза, предлагаемый законопроект позволит микропредприятиям, выполняющим проектно-изыскательские работы, принимать участие в конкурсах или аукционах на проектирование или проведение инженерных изысканий по государственным или муниципальным контрактам без дополнительных финансовых затрат на повышение уровня ответственности.
В соответствии с имеющейся правоприменительной практикой, предлагаемый пересмотр предельных значений обязательств по договорам не приведет к нарушению одного из принципов законодательства о градостроительной деятельности - обеспечение возмещения в полном объеме вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности или невыполнения договорных обязательств членом СРО. По состоянию на 1 января 2023 года совокупный объем компенсационных фондов возмещения вреда и компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций, состоящих в НОСТРОИ и НОПРИЗ, составляет 167,12 млрд рублей. Выплаты из средств вышеуказанных компенсационных фондов на 1 января 2023 года составили 2,27 млрд рублей (1,3%), на рассмотрении в судебных органах находятся иски о выплатах на общую сумму 0,785 млрд рублей (0,5%).
Проектируемые законопроектом нормы не нарушают баланс интересов членов саморегулируемых организаций и потребителей выполненных ими работ и услуг, и при этом позволяют расширить возможности подрядных организаций участвовать в реализации инвестиционно-строительных проектов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Реализации предлагаемых изменений не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.