Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О социальной поддержке граждан, пострадавших в результате террористических актов и чрезвычайных ситуаций" (далее - проект закона) устанавливает меры социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и террористических актов.
Под чрезвычайной ситуацией для целей данного закона понимается обстановка, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли за собой человеческие жертвы и ущерб здоровью людей, в результате которой создалась необходимость оказания мер дополнительной социальной поддержки пострадавшим гражданам и их родственникам.
Чрезвычайные ситуации и теракты, которые привели к массовым жертвам и пострадавшим, потребовавшим принятие специальных мер социальной поддержки в соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также распоряжениями глав субъектов Российской Федерации и Постановлений Правительств субъектов Федерации об оказании помощи пострадавшим и семьям погибших, происходят, к сожалению, с определенной вероятностью, раз в несколько лет.
Необходимость принятия данного закона обусловлена тем фактом, что Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействию терроризму" предписывает оказывать меры социальной поддержки жертвам и пострадавшим от терактов и техногенных катастроф, однако конкретные размеры социальной помощи, виды и формы социальной поддержки законодательно не были установлены. Каждый раз при возникновении чрезвычайной ситуации принимается отдельный законодательный акт Российской Федерации или субъекта российской Федерации, где, как правило, определяются размер и порядок выплаты единовременной помощи и компенсации расходов на погребение и доставки тел погибших. Эти расходы финансируется из Резервных фондов в том же финансовом году, в котором произошла техногенная катастрофа или террористический акт. В то же время в результате указанных террористических актов или чрезвычайных ситуаций пострадавшим и родственникам погибших необходимо оказание таких видов социальной помощи и поддержки, которые требуют финансирования в течение ряда последующих лет. Следовательно, необходим публично-правовой акт, который бы сделал возможным включение этих расходов в определенные статьи бюджета. Кроме того, есть целый ряд проблем, с которыми сталкиваются пострадавшие и родственники погибших, решениями которых занимаются работники социальных служб. Когда нет законодательных оснований, решение этих проблем в индивидуальном порядке в виде исключения достаточно сложно с точки зрения администрирования и не всегда приводит к положительному результату.
Поэтому есть необходимость принятия законодательного акта, где была бы определена система мер социальной поддержки, включающих не только единовременные денежные выплаты, но и денежные компенсации и социальную помощь, которая бы выплачивалась в течение ряда лет, а также формы социальной поддержки в форме медицинской, помощи, содействия профессиональной подготовки, обучения и переобучения.
В проекте закона определены следующие меры социальной поддержки:
1. Меры социальной поддержки в форме:
единовременных выплат членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации или террористического акта, а также гражданам, получившим вред здоровью тяжелой, средней и легкой степеней тяжести;
дополнительных социальных выплат членам семей погибших, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца;
2. Компенсация расходов на погребение (кремацию);
3. Меры социальной поддержки в сфере образования:
Дети погибших, а также лица, признанные в установленном законом порядке инвалидами I и II группы, получившими инвалидность в результате чрезвычайной ситуации или террористического акта, и (или) их дети, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования на основании договора об оказании платных образовательных услуг, имеют право на продолжение обучения по соответствующим программам за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; такое же право имеют инвалиды III группы, получившие инвалидность в результате чрезвычайной ситуации или террористического акта, и лица, получившие стойкое нарушение здоровья и основных функций жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации или террористического акта;
4. Меры социальной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий семей погибших, а также получивших инвалидность первой или второй группы.
5. Содействие в профессиональной реабилитации.
Проектом закона также устанавливается возможность прохождения переобучения, если полученный вред здоровью не позволяет вернуться к прежней трудовой деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О социальной поддержке граждан, пострадавших в результате террористических актов и чрезвычайных ситуаций"
Чрезвычайные ситуации и теракты, которые привели к массовым жертвам и пострадавшим, потребовавшим принятие специальных мер социальной поддержки, происходят, к сожалению, с определенной вероятностью, раз в несколько лет.
Вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, которая потребует мер социальной поддержки, определенных настоящим проектом законом, с учетом событий, произошедших за последние 22 года, определяется как:
Р (К) = K/N = 12/22 = 0,409 или 41%, что в год будет иметь место чрезвычайная ситуация
К - число чрезвычайных ситуаций и террористических актов, подпадающих под действие настоящего проекта закона;
N - число лет, в течение которых принимались решения о помощи пострадавшим в террористических актах.
Примерный расчет расходов на оказание мер социальной поддержки пострадавшим и родственникам погибших в результате террористического акта в "Крокус Сити" 22 марта 2024 года. Средняя заработная плата за 2023 год по российской Федерации - 73709 рублей.
1. Единовременные денежные выплаты семьям погибших:
73709 х 120 х 144 = 1273 млн. рублей.
2. Социальная помощь на погребение: 19242 х 10 х 144= 27,7 млн. рублей
3. Социальные выплаты пострадавшим, госпитализированным и получившим амбулаторное лечение:
3.1. лицам, госпитализированным (находившимся) в крайне тяжелом состоянии: 73709 х 30 х 12= 26,535 млн. рублей;
3.2. лицам, госпитализированным (находившимся) в тяжелом состоянии: 73709 х 25 х 33= 60,8 млн. рублей
3.3. лицам, госпитализированным (находившимся) в состоянии средней степени тяжести: 73709 х 15 х 47= 51,96 млн. рублей
3.4 лицам, госпитализированным или проходившим лечение амбулаторно в состоянии легкой степени тяжести: 73709 х 10 х 88= 64,863 млн. рублей.
Объем денежных выплат пострадавшим, которые в результате террористического акта будут признаны инвалидами, на данном этапе рассчитать невозможно, также как и дополнительные расходы на ежемесячные выплаты лицам, которым будет назначена пенсия по потере кормильца.
Совокупные расходы на единовременные денежные компенсации в соответствии с настоящим проектом закона определяются как 1,5 млрд. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О социальной поддержке граждан, пострадавших в результате террористических актов и чрезвычайных ситуаций"
Принятие Федерального закона "О социальной поддержке граждан, пострадавших в результате террористических актов и чрезвычайных ситуаций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.