Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается предоставить полномочия законодательным и муниципальным собраниям принимать решения о запрете ношения религиозной и иной одежды, полностью или частично скрывающей лицо в муниципальных и общественных местах. Также законопроектом предлагается установить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать запрет на ношение в образовательных организациях религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой локальным нормативным актом организации.
Согласно статье 14 Конституции России, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Конституционный принцип светского государства означает, что никакая религия и религиозные представления о морали не могут быть основаниями для ограничений прав граждан или для создания потенциальных угроз для безопасности граждан в общественных местах. Учитывая текущий высокий уровень террористических угроз (в ряде субъектах Российской Федерации введен бессрочный высокий (желтый) уровень террористической опасности), возникает необходимость в ограничении ношения одежды, скрывающей лицо в общественных местах, поскольку человек с закрытым или частично закрытым лицом не может быть идентифицирован камерами видеонаблюдения.
В целях обеспечения принципа светского государства и для обеспечения общественной безопасности во многих странах мира распространен запрет на ношение никаба, хиджаба и иной религиозной одежды, полностью или частично скрывающей лицо, в общественных местах и в образовательных и государственных организациях. Так, например, в Китае в Синьцзян-Уйгурском автономном районе установлен законодательный запрет на ношение хиджаба и никаба в школах и на улицах. В 2023 году в Узбекистане был принят закон, запрещающий носить паранджу в общественных местах. Мера направлена на поддержание общественного порядка в стране. В Казахстане запрет на ношение хиджаба-школах введен в целях сохранения внутреннего распорядка учебного заведения в соответствии с принципами светскости образования и для обеспечения равенства всех религий перед законом. Таким образом, в настоящее время запрет на ношение никаба или хиджаба в государственных и учебных заведениях или в общественных местах существует в Туркменистане, Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, странах Европы, Китае, Индии и других странах.
Актуальность законопроекта в части введения запрета на ношение никабов и иной религиозной одежды, полностью или частично закрывающей лицо, в общественных местах, обусловлена необходимостью обеспечить безопасность граждан Российской Федерации. При высоких рисках террористических угроз возникает необходимость запрещать любые предметы, скрывающие или частично скрывающие лицо в общественных местах.
В этой связи законопроектом предлагается предоставить право муниципалитетам и субъектам РФ принимать решения о запрете ношения религиозной и иной одежды, полностью или частично скрывающей лицо, в общественных местах из соображений безопасности. Предоставление таких полномочий позволит оперативно принимать решения о запрете ношения одежды, полностью закрывающей лицо, в общественных местах на основе потребностей и мнения граждан в конкретном регионе или муниципалитете.
Актуальность законопроекта в части запрета религиозной одежды в школах и других образовательных организациях обусловлена необходимостью закрепить светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленный пунктом 6 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Светский характер образования обеспечивает равные условия для всех учащихся, независимо от их религиозных убеждений. Это помогает предотвратить дискриминацию по религиозному или культурному признакам и способствует созданию безопасной среды.
В настоящее время организации, осуществляющие образовательную деятельность, не обладают правом устанавливать на ношение религиозной одежды в школах, высших учебных заведениях и других образовательных организациях. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации указанные региональные типовые требования не содержат запрета на ношение религиозной одежды. В результате ряд образовательных организаций, несмотря на мнение большинства обучающихся и их родителей, не имеют права запрещать ношение религиозной одежды.
Более того, в некоторых случаях религиозная одежда может становиться причиной дискриминации или буллинга среди учащихся. Запрет может помочь снизить количество таких инцидентов и создать более безопасную атмосферу для всех детей.
В этой связи законопроектом предлагается расширить права образовательных организаций и дать им право устанавливать соответствующий запрет локальным нормативным актом, даже если региональные типовые требования не содержат соответствующего положения. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен быть принят, если более половины членов совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы) проголосовали за принятие соответствующего нормативного акта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.