Досье на проект федерального закона
Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года сказал: "Условия для использования цифровых систем должны быть не только в мегаполисах, но и в малых городах, в сельских территориях и в отдалённых районах, вдоль федеральных и региональных трасс, местных дорог. Для этого уже в горизонте текущего десятилетия нужно обеспечить доступ к высокоскоростному интернету практически на всей территории России".
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, по обеспечению качественной мобильной связи и качественного доступа к сети "Интернет", в том числе доступа к цифровым системам, для водителей и пассажиров на автомобильных дорогах.
В Российской Федерации, по различным оценкам, федеральные автодороги покрыты сетями GSM почти на 90%, а сетями LTE от 54% до 75%; региональные дороги - сетями связи различных поколений на уровне 20-40%.
Дальнейшее развитие системы вызова экстренных оперативных служб "112", а также применение технологий беспилотного транспорта и Интернета вещей потребуют в перспективе полного покрытия мобильной связью федеральных, региональных и межмуниципальных автомобильных дорог.
У российских операторов связи возникает ряд проблем при строительстве и размещении объектов и линий связи вдоль дорог, а также при использовании государственной и муниципальной собственности рядом с автодорогами: противоречия в различных Федеральных законах, административные и регуляторные барьеры и отсутствие единых условий для размещения объектов и линий связи.
Законопроект направлен на решение существующих правовых пробелов, оптимизацию взаимодействия операторов связи и владельцев автомобильных дорог.
Законопроектом предлагается следующее:
1. Статьей 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автодорогах") допускается прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода автомобильных дорог. При этом, законодательство, в том числе ФЗ "Об автодорогах", не содержит единообразного определения "инженерных коммуникаций". Согласно профильному Федеральному закону от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - ФЗ "О связи") определяет сооружения связи как "объекты инженерной инфраструктуры".
Из-за различий в терминологическом аппарате федеральных законов однозначно не установлено, какие именно объекты инфраструктуры связи могут размещаться в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог. На практике это вызывает сложности, когда владельцы автодорог отказывают в размещении линий и сооружений связи, опираясь на нормы ФЗ "Об автодорогах", т.к. по-разному трактуют понятие "инженерные коммуникации". Таким образом, создаются дополнительные сложности, затягивающие процесс обеспечения качественной сотовой связью автодорог.
Законопроектом предлагается однозначно закрепить, что сооружения связи в целях ФЗ "Об автодорогах" (при учете допустимых габаритов) могут размещаться в границах полос отвода автомобильных дорог.
2. В настоящее время между операторами связи и владельцами автодорог отсутствует единый порядок взаимодействия при строительстве (прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации) линий связи в границах полосы отвода автомобильной дороги. Согласно статье 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкция, капитальный ремонт существующего линейного объекта осуществляется в соответствии с договором. Одним из существенных условий такого договора предусматривается, что правообладателям существующих линейных объектов возмещаются расходы на реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в том числе объектов транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем статья 52.2 ГрК РФ регламентирует не все случаи реконструкции, капитального ремонта линейного объекта. В соответствии со статьей 19 ФЗ "Об автодорогах" прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги.
При этом владельцы автомобильных дорог при заключении договоров зачастую не руководствуются положениями ГрК РФ, в связи с чем операторы связи поставлены в зависимость от владельцев автодорог.
С целью исключения правовой неопределенности и однозначного прочтения норм законопроектом предлагается ввести пункт 4.1 статьи 6 ФЗ "О связи", установив, что строительство, эксплуатация, капитальный ремонт, а также перенос линий связи и сооружений связи в границах полос отвода автомобильных дорог осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
3. В текущей редакции ФЗ "О связи" установлено, при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Указанное изъятие работает исключительно для автодорожной сферы и на практике создает условия, когда владелец автодороги, для строительства которой нужно перенести линии, не только переносит объекты связи, но и запрашивает у оператора связи средства за перенос. Законопроектом предлагается установить для автодорожной сферы общий принцип работы с операторами связи при переносе линий связи, убрав действующее исключение, предусмотренное сегодня ФЗ "О связи".
Принятие законопроекта позволит ускорить развитие инфраструктуры связи вдоль автомобильных дорог, также изменения, предлагаемые законопроектом, направлены на улучшение качества услуг связи и Интернета при поездках по автомагистралям и увеличение зон покрытия сетей мобильной связи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.