Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предлагается отнести реализацию образовательных программ дошкольного образования и (или) осуществление присмотра и ухода за детьми к направлениям деятельности, по которым применятся положения Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" при формировании государственного (муниципального) социального заказа.
Раскрывая данное положение законопроект предлагает предусмотреть предоставление социального сертификата для оказания услуг по присмотру и уходу за детьми тем родителям (законным представителям), детям которых не были предоставлены места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющей присмотр и уход за детьми.
Данное положение законопроекта расширяет возможности регионов в сфере обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.
При этом законопроект закрепляет, что объем оказания таких услуг и условия предоставления социальных сертификатов определяются решениями соответствующих органов субъектов Российской Федерации.
Это позволит каждому региону действовать избирательно, учитывая численность детей в каждом регионе, нуждающихся в получении мест в государственных или муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, а также количество таких организаций.
Кроме того, в зависимости от экономической ситуации в конкретном регионе предлагаемые законопроектом изменения позволят дифференцированно подойти к категориям лиц, имеющих право на получение указанных социальных сертификатов. В ряде регионов аналогичный подход определен в отношении права на первоочередной прием детей в дошкольные образовательные организации. Так, к примеру, в Курской области правом на первоочередной прием детей в дошкольные образовательные организации обладают дети из семей работающих одиноких родителей, учащихся матерей, детей из многодетных семей и др.
Это позволит обеспечить присмотр и уход за детьми, в первую очередь, тех категорий граждан, которые нуждаются в помощи государства при устройстве своих детей в детские сады и не могут позволить себе оплачивать частные учреждения или услуги няни.
Дополнительно необходимо отметить, что предусмотренные в ряде субъектов компенсационные механизмы в виде, например, назначения ежемесячной компенсационной выплаты указанную функцию в полной мере выполнить не могут. К примеру, в Архангельской области такое пособие на ребенка, не посещающего дошкольную образовательную организацию в связи с отсутствием свободных мест, составляет 2 000 рублей. В Кирове размер пособия на каждого ребенка, не посещающего образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, составляет 2500 рублей.
Очевидно, что подобные меры поддержки, демонстрируя внимание органов власти к данной проблеме, не позволяют родителям воспользоваться услугами няни или обратиться в частный детский сад.
В дополнение следует указать, что социальный заказ как эффективный механизм реализации актуальных потребностей уже апробирован рядом регионов. Например, в Вологодской области законодательно регламентирован социальный заказ области на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Предлагаемый законопроектом механизм социального заказа позволит также осуществлять оптимальный отбор исполнителей указанных услуг, как посредством проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, так и путем формирования реестра исполнителей услуг по социальному сертификату с последующим самостоятельным выбором исполнителя со стороны конечного потребителя услуги. По общему правилу, к такому отбору исполнителей услугу допускаются и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, и физические лица, оказывающие соответствующие услуги.
Поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что за присмотр и уход за ребенком устанавливается плата, взимаемая с родителей (законных представителей), законопроект предлагает корреспондирующие положения. Согласно предлагаемым поправкам за присмотр и уход за ребенком в соответствии с социальным сертификатом родительская плата не устанавливается.
Предусмотренные законопроектом изменения позволят создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, в том числе по организации питания детей, их хозяйственно-бытового обслуживанию, обеспечению соблюдения ими режима дня. Данные меры будут способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. В то же время должный присмотр и уход за детьми позволит их родителям полноценно осуществлять трудовую деятельность, что также, в конечном счете, благоприятно отразиться и на семейном бюджете, и на имущественном положении детей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует дополнительные средства, которые должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Точную сумму требующихся денежных средств в настоящее время определить невозможно, так как отсутствуют точные данные о количестве граждан, детям которых не были предоставлены места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющей присмотр и уход за детьми.
Более того, вопрос об отнесении отдельных категорий граждан, которые будут наделены право на получение соответствующего социального сертификата, закреплен за сами субъектами Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.