Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 636631-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования обеспечения собственной безопасности органов государственной охраны, что в условиях проведения специальной военной операции и активизации подрывной и разведывательной деятельности иностранных специальных служб представляется актуальным и востребованным.
Законопроектом вводится особый порядок передачи государственным органам, организациям и гражданам сведений о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов государственной охраны, лицах, уволенных из органов государственной охраны, гражданах, поступающих на службу (работу) в органы государственной охраны, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе. Также определяются случаи отказа в доступе к сведениям об органах государственной охраны, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Вводится институт профессиональной тайны федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, к которой относится информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которой может создать угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов либо угрозу собственной безопасности органов государственной охраны. Перечень такой информации и требования к ее защите будут определяться директором ФСО России. Закрепляется обязанность лиц, получивших в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей доступ к информации, составляющей профессиональную тайну федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, соблюдать конфиденциальность данной информации и требования к ее защите.
Органы государственной охраны наделяются правом проводить мероприятия по обеспечению собственной безопасности, согласно которым военнослужащие и гражданский персонал органов государственной охраны, а также кандидаты на поступление на службу (работу) в органы государственной охраны проходят психофизиологические исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, проверку, связанную с обеспечением собственной безопасности органов государственной охраны, а также проверку в целях определения их пригодности к службе или к работе в органах государственной охраны и соответствия квалификационным требованиям, в том числе опрос с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Согласие граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) в органы государственной охраны, военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны на прохождение в период службы или работы указанных исследований, тестирований и проверок предлагается закрепить соответственно в контракте о прохождении военной службы, служебном контракте, трудовом договоре, а порядок их проведения будет определяться директором ФСО России.
Предлагается установить обязанность военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны представлять информацию, относящуюся к обеспечению собственной безопасности органов государственной охраны, в соответствии с перечнем и в порядке, которые определяются директором ФСО России.
Законопроектом вводятся дополнительные основания для отказа в приеме на службу (работу) в органы государственной охраны либо для увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала органов государственной охраны в случае, если они признаны иностранными агентами. Кроме того, используется универсальная формулировка "освобождение от уголовной ответственности и от наказания", предусмотренная главами 11 и 12 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вводится запрет для военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны устанавливать (поддерживать) контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, а также в некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.
Кроме того, законопроектом вводится запрет для военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны, их супругов и несовершеннолетних детей открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Вводится переходный период действия указанного запрета в случае наличия таких активов или получения их в порядке наследования после дня вступления в силу Федерального закона, а также невозможности их отчуждения в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством того иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны, их супругов и несовершеннолетних детей.
Конкретизируется норма, запрещающая военнослужащим и гражданскому персоналу органов государственной охраны размещать в средствах массовой информации, в информационных системах и информационно-телекоммуникационных сетях, не предназначенных для обработки сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, информацию (в том числе фото-, видеоматериалы и другие материалы) о себе, других военнослужащих и лицах из числа гражданского персонала органов государственной охраны (включая уволенных), позволяющую раскрыть принадлежность к органам государственной охраны, о своей (их) служебной (трудовой) деятельности, деятельности органов государственной охраны, а также об объектах государственной охраны и (или) охраняемых объектах.
В целях совершенствования порядка прохождения военной службы предлагается предоставить возможность заключения нового контракта о прохождении военной службы с гражданами Российской Федерации, проходившими военную службу по контракту, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе.
Органы государственной охраны наделяются правом определять в пределах своих полномочий требования к созданию, построению, эксплуатации и развитию сетей связи специального назначения, предназначенных для нужд органов государственной власти, к управлению ими, организационно-техническому обеспечению их устойчивого функционирования и применяемым в них техническим средствам, к информационной безопасности указанных сетей по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в части их компетенции, а также к построению, развитию и эксплуатации средств и систем усиления охраны и иных технических средств и систем на охраняемых объектах.
Реализация законопроекта будет осуществляться ФСО России в пределах установленной предельной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не содержит решений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.