Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях усиления государственного контроля за обращением драгоценных камней.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров, а сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.
В настоящее время на территории Российской Федерации работы по сертификации драгоценных камней осуществляют частные геммологические лаборатории, выступающие в качестве органов по сертификации (далее - частные лаборатории). По состоянию на 12 сентября 2023 г. количество таких организаций составляет более 190.
При этом критериев для осуществления деятельности по сертификации частными лабораториями, требований к наличию соответствующих специалистов и оборудования, а также специализированные области аккредитации или коды экономической деятельности на законодательном уровне не установлены, что фактически приводит к отсутствию контроля в этой сфере и развитию нелегального оборота драгоценных камней.
В связи этим возникают ситуации, при которых присваиваемые характеристики одних и тех же драгоценных камней при сертификации отличаются в разных частных лабораториях. Таким образом происходит преднамеренное завышение/занижение характеристик драгоценных камней, а также легализация неучтенных драгоценных камней на внутреннем рынке, что наносит ущерб экономической безопасности Российской Федерации.
Так, объемы ежегодного оборота бриллиантов на территории Российской Федерации составляет порядка 420 тысяч карат, при этом около 200 тысяч карат находятся на рынке нелегально.
Аналогичная ситуация была выявлена в 2020 г. в сфере драгоценных металлов, когда после инициированных Минфином России проверочных мероприятий со стороны Генпрокуратуры России были закрыты или отозваны аккредитации у 80% частных лабораторий на территории Российской Федерации.
Для решения сложившейся ситуации в сфере драгоценных камней законопроект предусматривает внесение следующих основных изменений в Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях":
наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению перечня драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них с указанием кодов указанных драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также порядка подтверждения соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них;
наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по определению перечня документов по стандартизации, устанавливающих требования к драгоценным металлам, драгоценным камням, продукции из них, перечня документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, необходимые для осуществления подтверждения соответствия;
наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), полномочиями по подтверждению соответствия классификационных характеристик драгоценных камней, драгоценных камней, продукции из них;
наделение судебно-экспертных учреждений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, а также государственного учреждения, подведомственного уполномоченного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, полномочиями по подтверждению соответствия классификационных характеристик драгоценных камней.
Законопроектом также предлагается установить, что совершение операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями, продукции из них может осуществляться при условии подтверждения соответствия требованиям, установленным документами по стандартизации.
Функции по подтверждению соответствия драгоценных камней предлагается закрепить за тремя государственными лабораториями (судебно-экспертными учреждениями Минюста России, межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты лабораторных исследований и геммологической экспертизы, Гохраном России).
Законопроектом также предусмотрено изъятие из сферы регулирования Федерального закона N 184-ФЗ отношений, возникающих в рамках установления требований к драгоценным металлам, драгоценным камням и изделиям из них.
Учитывая, что законопроект содержит положения, которыми устанавливаются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", сроком вступления в силу положений законопроекта предлагается определить 1 марта 2025 года.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов, аналогичные по содержанию представленному законопроекту.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также не потребует иных дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.