Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на изменение вида уголовного преследования в отношении клеветы, предусмотренной частью 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), уголовные дела о которой в настоящее время возбуждаются и рассматриваются мировыми судьями в порядке частного обвинения.
В проекте предлагается перевести уголовные дела о клевете без отягчающих обстоятельств в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но обязательному прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Для этого законопроектом из части 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) исключается указание на часть 1 статьи 128.1 УК РФ с одновременным дополнением таким указанием части 3 статьи 20 УПК РФ.
Законопроект разработан в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 24 октября 2020 года N Пр-1734, которым поддержано предложение Совета Безопасности Российской Федерации о необходимости, в целях усиления защиты конституционных прав граждан, отнесения клеветы к категории дел частно-публичного обвинения и рекомендовано Верховному Суду Российской Федерации подготовить законодательную инициативу о внесении соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство.
Предлагаемые в проекте изменения уголовно-процессуального законодательства направлены на обеспечение надлежащей охраны прав и свобод человека и гражданина и основаны на положениях Конституции Российской Федерации, согласно которым указанные права и свободы, в том числе право на защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23), имеют высшую ценность, признаются, соблюдаются и защищаются государством (статья 2).
Частный порядок уголовного преследования предполагает возложение на лицо, пострадавшее от клеветы, бремени доказывания события и других обстоятельств преступления, а также наделение его правом и обязанностью самостоятельно поддерживать обвинение в суде (статья 43 УПК РФ), при этом неявка данного лица без уважительной причины в суд влечет прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию (часть 3 статьи 249 УПК РФ). В случае оправдания подсудимого по уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки полностью или частично с лица, по жалобе которого было начато производство по данному делу, а при прекращении дела в связи с примирением сторон обвинения и защиты процессуальные издержки взыскиваются с одной или обеих сторон (часть 9 статьи 132 УПК РФ), тогда как по делам публичного и частно-публичного обвинения в таких случаях процессуальные издержки взыскиваются с лица, в отношении которого прекращается уголовное дело или уголовное преследование, или возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Следует учитывать взаимосвязанные изменения, внесенные в течение последних 12 лет в уголовное законодательство и законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, которые также ставят под сомнение целесообразность сохранения частного порядка уголовного преследования в отношении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 128.1 УК РФ.
Клевета, ответственность за которую предусмотрена частью 1 статьи 128.1 УК РФ, наиболее сходна с оскорблением, за которое в настоящее время установлена административная ответственность (статья 5.61 КоАП РФ), реализуемая в публичном порядке, тогда как клевета без отягчающих обстоятельств влечет уголовную ответственность лишь в тех случаях, когда потерпевший заявляет о совершенном преступлении и самостоятельно поддерживает обвинение в суде. При этом уголовные дела о клевете, совершенной при квалифицирующих обстоятельствах (части 2-5 статьи 128.1 УК РФ), являются делами публичного обвинения, которые возбуждаются, расследуются и рассматриваются вне зависимости от наличия заявления потерпевшего и его дальнейшей позиции по делу.
За клевету без отягчающих обстоятельств (часть 1 статьи 128.1 УК РФ) в 2023 году было осуждено 24 лица, тогда как за квалифицированные виды этого преступления (части 2-5 статьи 128.1 УК РФ) - 41 лицо. В связи с примирением с потерпевшим судами прекращены уголовные дела о клевете (часть 1 статьи 128.1 УК РФ) в отношении 89 лиц. Оправдано 239 лиц, обвинявшихся в совершении данного преступления.
В случае предлагаемого изменения порядка уголовного преследования основное бремя доказывания по уголовным делам о клевете без квалифицирующих обстоятельств возлагается на правоохранительные органы, что позволит обеспечить более тщательное исследование обстоятельств совершения клеветы в ходе обязательного предварительного расследования, исключить судебное рассмотрение дел, по которым отсутствует подтверждение наличия события и состава соответствующего преступления.
Реализация данной законодательной инициативы также предполагает, что при отнесении уголовных дел о преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 128.1 УК РФ, к категории дел частно-публичного обвинения изменится порядок прекращения таких уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим, при котором соответствующее решение будет приниматься судом не безусловно, а с учетом всех обстоятельств дела и сведений об обвиняемом.
В целом предлагаемая законодательная новелла будет способствовать укреплению гарантий правосудия в сфере уголовного судопроизводства и повышению уровня уголовно-правовой защиты лиц, пострадавших от клеветы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета с учетом незначительного количества преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 128.1 УК РФ, по которым будет производиться предварительное расследование в порядке частно-публичного обвинения.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.