Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 638761-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения Плана мероприятий по реализации в 2023 - 2024 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 2705-р.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Федеральный закон), направленные на совершенствование работы фондов целевого капитала некоммерческих организаций (далее - НКО).
Терминология Федерального закона приводится в соответствие с частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменения в часть 3 статьи 3, а также в статьи 17 и 18 Федерального закона вносятся в связи с изменением норм по проведению аудита фондов целевого капитала НКО.
В соотнесении с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" часть 6 статьи 6 признается утратившей силу. В части 10 статьи 6 предлагается срок пополнения целевого капитала недвижимым имуществом увеличить с 30 до 60 дней. Также предлагается внести изменения в часть 12 статьи 6 Федерального закона в части уточнения полномочий высшего органа управления НКО, определив, что при принятии им решения о продлении срока на сбор пожертвований на формирование целевого капитала срок сбора ограничивается одним годом.
Федеральный закон предусматривает обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей.
При этом законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете не содержит таких понятий, как "годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, связанная с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала", "бухгалтерская (финансовая) отчетность получателя дохода от целевого капитала в части использования дохода от целевого капитала" и "бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая связана с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, а также с выплатой дохода от целевого капитала".
Вместе с тем в соответствии со статьями 7 и 12 Федерального закона у НКО - собственника целевого капитала требуется проверка информации, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала; у получателя дохода от целевого капитала - информации об использовании дохода от целевого капитала; у управляющей компании - информации о доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, а также о выплате дохода от целевого капитала.
Законопроектом предлагается в Федеральном законе предусмотреть у НКО - собственника целевого капитала обязательную проверку годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала; у управляющей компании - проверку отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал; у получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала.
Изменения в статью 12 Федерального закона вносятся в связи с гармонизацией положений Федерального закона и Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Федеральным законом предусмотрен срок в один месяц для утверждения финансового плана с даты передачи имущества в доверительное управление для некоммерческих организаций - собственников целевого капитала. Указанная норма не учитывает:
- двухступенчатую процедуру утверждения финансового плана (в течение месяца необходимо предварительно согласовать финансовый план с советом по использованию целевого капитала попечительским советом, а потом его должен утвердить высший орган управления НКО);
- одного месяца недостаточно для планирования бюджета собственника целевого капитала, так как данные финансового плана не учитывают возможные изменения фондового рынка и, следовательно, носят предварительный и неточный характер. Это влечет необходимость последующей корректировки финансового плана, которая предполагает созыв и проведение заседаний органов управления НКО.
В связи с этим предлагается внести изменения в часть 3 статьи 13 Федерального закона, увеличив срок для утверждения финансового плана до двух месяцев с даты передачи имущества в доверительное управление.
В связи с тем, что в проектируемых нормах статей 12 и 17 Федерального закона проведение проверок предполагается только аудиторскими организациями, необходимо внести изменения в статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (статья 2 законопроекта).
Законопроект регулирует обязательные требования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в связи с этим предусматривается особый порядок вступления в силу законопроекта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует признания утратившими силу и приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.