Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 638766-8 "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2023 г. N 56-П по делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в связи с жалобами граждан Н.А. Варнаковой, Л.Г. Жуковой, О.А. Котивец и Т.С. Кубряк.
Согласно части четвертой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекса) по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
При этом законодательством прямо не регламентирован механизм определения даты предоставления дополнительного дня отдыха, а также не урегулирован вопрос предоставления работнику при увольнении денежной компенсации в случае неиспользования такого дополнительного дня отдыха.
Следует отметить, что статьей 153 Кодекса не установлена и обязанность работодателя предоставить дополнительный день отдыха работнику, выбравшему такой способ компенсации своего труда в выходные и нерабочие праздничные дни. На практике же это зачастую приводит к тому, что работник в случае увольнения лишается как этих дней отдыха, выбранных в качестве компенсации работы в выходной или нерабочий праздничный день, так и повышенной оплаты такой работы в случае, если он не использовал эти дни до увольнения.
Таким образом, неиспользование указанных дней ставит увольняемых работников в неравное положение с теми работниками, которые сразу предпочли по умолчанию повышенную оплату работы в такие дни.
Вместе с тем, исходя из смысла статьи 153 во взаимосвязи со статьями 113 и 149 Кодекса, работа в выходные или нерабочие праздничные дни сопряжена с дополнительной нагрузкой и повышенными трудозатратами, которые должны быть компенсированы в любом случае. В этой связи при невозможности предоставления работодателем дня (дней) отдыха в течение трудовой деятельности работника он обязан их компенсировать при увольнении, как и иные выплаты в соответствии со статьей 140 Кодекса, что учитывает и общий подход Кодекса о необходимости при увольнении компенсировать деньгами нереализованные гарантии работником в течение трудовой деятельности.
Законопроект направлен на урегулирование вышеизложенной ситуации и предусматривает замену неиспользованного дополнительного дня (дней) отдыха повышенной оплатой работы, выплачиваемой в день увольнения, реализуя право работника на возмещение трудозатрат в связи с работой в указанные дни.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательное требование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в связи с чем установлен особый порядок вступления его положений в силу. Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные, и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.