Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях расширения применения биологически активных добавок для охраны здоровья граждан и профилактики развития заболеваний (состояний) или их осложнений, совершенствования нормативно-правового регулирования в части обращения таких добавок, недопущения на рынок биологически активных добавок ненадлежащего качества.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" положениями о новых полномочиях Правительства Российской Федерации по установлению критериев качества биологически активных добавок и сырья для их изготовления в зависимости от степени их влияния на здоровье человека, а также условий для их обеспечения, в том числе в отношении биологически активных добавок, произведенных на территории Российской Федерации, а также по установлению особенностей применения биологически активных добавок на территории Российской Федерации, особенности регистрации таких добавок, произведенных отечественными производителями.
Согласно статье 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются мерами, в числе которых определение физико-химических, органолептических, микробиологических и иных показателей, характеризующих свойства пищевых продуктов, установление критериев их идентификации, а также нормирование обеспечения питанием в зависимости от возрастной категории лиц, их физиологических потребностей, состояния здоровья, показателей качества пищевых продуктов.
При этом согласно статье 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество пищевых продуктов - совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.
Одновременно следует отметить, что Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) не содержит требований к качеству биологически активных добавок и касается лишь вопросов их безопасности. Законопроект, предполагая установление критериев качества биологически активных добавок, не ограничивает их обращение и не ставит обращение биологически активных добавок в зависимость от данных критериев. Таким образом, положения, противоречащие требованиям TP ТС 021/2011 в законопроекте отсутствуют.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" статьей 25.7, устанавливающей особенности обеспечения отдельных категорий граждан биологически активными добавками, согласно которой медицинские работники вправе назначать отдельным категориям граждан биологически активные добавки в случае наличия у таких граждан показаний к применению биологически активных добавок и в соответствии со схемами применения, установленными в методических рекомендациях, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. При этом перечень биологически активных добавок и перечень заболеваний (состояний) и факторов риска развития заболеваний (состояний), при которых могут быть назначены биологически активные добавки, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
Данная норма включена в законопроект по аналогии с уже имеющимися нормами указанного Федерального закона, в том числе по аналогии со статьей 25.4. "Особенности качественного, безопасного и здорового питания пациентов медицинских организаций".
Структура регулирования биологически активных добавок предлагается по аналогии со структурой регулирования лекарственных препаратов и медицинских изделий, в отношении которых с 2020 года действуют особенности их регистрации и обращения, а также особенности вступления в силу нормативных правовых актов, принятых в рамках их исполнения.
Указанные нормы включены в законопроект в целях сохранения здоровья граждан, недопущения бесконтрольного применения гражданами биологически активных добавок, так как бесконтрольное применение биологически активных добавок в отсутствии назначений медицинского работника, сформированных с учетом показаний к применению и установленных схемами приема, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в методических рекомендациях, может привести к причинению вреда здоровью граждан.
Вместе с тем, применение биологически активных добавок по показаниям и под контролем медицинских работников в целом приведет к увеличению рынка такой продукции, в первую очередь, отечественного производства с учетом планируемых особенностей, упрощающих применение биологически активных добавок, зарегистрированных в соответствии с требованиями российского законодательства к пищевой продукции.
Законопроектом предлагается распространить ограничения, связанные с запретом на использование продовольственного сырья, изготовленного с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, при изготовлении биологически активных добавок. Введение данной нормы позволит обеспечить реализацию части 4 статьи 17 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" о том, что пищевые добавки, используемые при изготовлении пищевых продуктов, и биологически активные добавки не должны причинять вред жизни и здоровью человека.
Кроме того, данная норма включена в законопроект в соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 29 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, согласно которой государства - члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для охраны жизни и здоровья человека. По основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи, оборот отдельных категорий товаров может быть ограничен.
Законопроектом предлагается дополнить статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" положением, устанавливающим внесение в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр) информации, содержащей предложение о розничной торговле, в том числе дистанционным способом, биологически активных добавок, розничная торговля которыми запрещена в соответствии с законодательством о качестве и безопасности пищевых продуктов.
Данное положение направлено на осуществление вводимого законопроектом в пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" положения о запрете на распространение информации, содержащей предложения о розничной торговле, в том числе дистанционным способом, биологически активными добавками.
Введение указанного регулирования направлено на создание механизма оперативного принятия мер в отношении биологически активных добавок, не прошедших процедуры оценки соответствия требованиям технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), а также на исполнение обязательств Российской Федерации, установленных частью 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., в части нахождения в обращении пищевой продукции, отвечающей требованиям технических регламентов Союза, независимо от способа реализации такой продукции.
При этом данное положение не распространяется на алкогольную продукцию и спиртосодержащую пищевую продукцию, в отношении которой аналогичное положение уже закреплено Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Выявление указанной в законопроекте информации, содержащей предложение о розничной торговле, в том числе дистанционным способом, биологически активных добавок, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством о качестве и безопасности пищевых продуктов, с целью принятия решения, на основании которого сведения включаются в Реестр, будет осуществлять Роспотребнадзор в пределах установленной штатной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроектом также устанавливается, что к предмету федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения медицинскими и иными организациями (в том числе медицинскими и иными работниками), обязательных требований в сфере охраны здоровья, относится исполнение требований, связанных с назначением гражданину биологически активных добавок.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений ё отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки проекта нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет, содержание) проекта нормативного правового акта |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти исполнителях и соисполнителях разработки проекта нормативного правового акта |
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации | |||||
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1612 "Об утверждении Положения о порядке изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации или уничтожения некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами" |
статья 1 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закопа в Государственную Думу |
дополнение установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" порядка изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации или уничтожения некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, положениями о биологически активных добавках |
Роспотребнадзор Минздрав России, Минэкономразвития России, Россельхознадзор |
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении критериев качества биологически активных добавок и сырья для их изготовления в зависимости от степени их влияния на здоровье человека, а также условий для обеспечения соблюдения таких критериев, в том числе в отношении биологически активных добавок, произведенных на территории Российской Федерации" |
статья 1 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
установление критериев качества биологически активных добавок и сырья для их изготовления в зависимости от степени их влияния на здоровье человека, а также условий для обеспечения соблюдения таких критериев, в том числе в отношении биологически активных добавок, произведенных на территории Российской Федерации |
Роспотребнадзор Минздрав России, Минэкономразвития России, Минцифры России |
3. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" |
статья 2 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
необходимость определения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, принимающего в соответствии с компетенцией решения о включении в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации, содержащей предложение о розничной торговле, в том числе дистанционным способом, биологически активных добавок, розничная торговля которыми запрещена в соответствии с законодательством о качестве и безопасности пищевых продуктов |
Роспотребнадзор Минцифры России Роскомнадзор |
4. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1048 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности" |
статья 3 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
необходимость внесения в предмет государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности дополнения, касающегося исполнения требований, связанных с назначением биологически активных добавок (в части соблюдения медицинскими организациями (в том числе медицинскими работниками), фармацевтическими организациями (в том числе фармацевтическими работниками), государственными внебюджетными фондами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими фармацевтическую деятельность, обязательных требований в сфере охраны здоровья, требований к объектам, используемым при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья). |
Минздрав России Росздравнадзор Минэкономразвития России |
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти | |||||
5. |
Проект приказа Минздрава России "Об утверждении перечня биологически активных добавок и перечня заболеваний (состояний) и факторов риска развития заболеваний (состояний), при которых могут быть назначены биологически активные добавки" |
статья 1 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
необходимость утверждения перечня биологически активных добавок и перечня заболеваний (состояний) и факторов риска развития заболеваний (состояний), при которых могут быть назначены биологически активные добавки |
Минздрав России, Роспотребнадзор Росздравнадзор |
6. |
Проект приказа Минздрава России "Об утверждении порядка назначения медицинскими работниками биологически активных добавок" |
статья 1 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
необходимость утверждения порядка назначения медицинскими работниками при оказании гражданам медицинской помощи зарегистрированных и отвечающих качеству и безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации биологически активных добавок |
Минздрав России, Росздравнадзор |
7. |
Проект приказа Минздрава России "Об установлении требований, связанных с назначением гражданину биологически активных добавок" |
статья 3 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
необходимость установления требований, связанных с назначением гражданину биологически активных добавок |
Минздрав России, Росздравнадзор |
8. |
Проект приказа Росздравнадзора "О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 10 июля 2020 г. N 5974 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности" |
статья 3 проекта федерального закона |
4 месяца с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
необходимость внесения в предмет государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности дополнения, касающегося исполнения требований, связанных с назначением гражданину биологически активных добавок |
Минздрав России, Росздравнадзор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.