Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. и предусматривает следующие новации.
Законопроектом предлагается комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
В части налога на доходы физических лиц предусматривается:
- введение дифференцированных ставок по налогу на доходы физических лиц в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде;
- ограничение права на применение налоговых преференций в виде освобождения от налога на доходы физических лиц при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 миллионов рублей за налоговый период;
- увеличение размеров стандартных налоговых вычетов на второго и последующих детей;
- увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты;
- распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" и прошедших диспансеризацию;
- предоставление права субъектам Российской Федерации увеличивать до 1 понижающий коэффициент 0,7, применяемый в целях определения подлежащих налогообложению доходов от продажи недвижимого имущества.
Налогообложение налогом на доходы физических лиц доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится.
Также в законопроекте учтена техническая правка, предусматривающая выравнивание обложения налогом на доходы физических лиц нерезидентов в виде процентов по вкладам и в виде дивидендов на уровне 15%.
С целью сохранения стимулов для развития финансового рынка и неувеличения нагрузки на большинство граждан, хранящих сбережения в банках, предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходам по операциям с ценными бумагами.
Законопроектом также предусматривается увеличение налога на доходы физических лиц, уплачиваемого налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.
Кроме того, предлагается расширить полномочия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов по установлению более высоких налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу, а также увеличить размеры государственной пошлины, уплачиваемой в связи с регистрацией прав на дорогостоящее недвижимое имущество.
В рамках работы над созданием равных условий конкуренции законопроектом также предусмотрены меры, направленные на пресечение схем уклонения от уплаты косвенных налогов.
Так, для улучшения контроля на табачном рынке предлагается введение акциза на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания. Одновременным предусматривается предоставление сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции - при реализации бестабачных никотинсодержащих смесей для нагревания и жидкостей для электронных систем доставки никотина предусматривается возможность применения вычета сумм акциза, уплаченных при приобретении или ввозе никотинового сырья, фактически использованного для производства такой реализованной продукции.
Для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя за счет использования медицинского спирта не по назначению, предусмотрено признание подакцизными товарами фармацевтической субстанции спирта этилового, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов, не включенных в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее - Перечень), и фармацевтической субстанции спирта этилового. Предполагается, что в соответствующий Перечень будет включена фармацевтическая продукция, которая не является источником для производства нелегальной алкогольной продукцией и сама по себе не является алкогольным суррогатом.
Ставка акциза на фармацевтическую субстанцию спирта этилового, отгружаемую производителям фармацевтической продукции, получившим в налоговом органе соответствующее свидетельство, аптечным и медицинским организациям, установлена в размере 0 рублей.
Положения законопроекта исключают рост налоговой нагрузки на производителей фармацевтической продукции, включенной в соответствующий Перечень, в силу следующего:
- акциз на приобретенную (оприходованную) фармацевтическую субстанцию спирта этилового, использованную в производстве лекарственных средств, лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в соответствующие Перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации, принимается к вычету в полном объеме;
- произведенные и реализованные лекарственные средства, лекарственные препараты, признаваемые подакцизными товарами, освобождаются от налогообложения при условии исчисления акциза при приобретении (оприходовании) фармацевтической субстанции спирта этилового, использованной для их изготовления.
Кроме того, от налогообложения освобождаются аптеки, изготавливающие по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром.
С учетом мирового опыта, руководствуясь принципом приоритетности налогообложения финансового результата, и отказом от взимания с 1 января 2025 г. "курсовых" экспортных пошлин, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 N 1538, предлагается увеличить общую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций до 25 процентов, сохранив при этом действующие преференциальные механизмы, в том числе механизмы для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов, а также механизм инвестиционного налогового вычета, исключив ограничение по сроку их действия.
С целью создания новых инструментов налогового стимулирования инвестиций вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на капитальные расходы, произведенные в рамках инвестиционных проектов, требования к которым будут установлены Правительством Российской Федерации.
Также для создания дополнительных стимулов развития инновационной деятельности предлагается при расчете налога на прибыль организаций увеличить с 1,5 до 2 повышающий коэффициент по расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 988, а также по расходам, формирующим первоначальную стоимость основных средств, относящихся к российскому высокотехнологичному оборудованию (пункты 1, 3 ст. 257 НК РФ и п. 7 ст. 262 НК РФ).
В рамках работы по анализу распределения уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики законопроектом также вносятся изменения в налогообложение рентных отраслей.
Так, для отраслей с высокой операционной рентабельностью, в два и более раза превышающей среднюю по экономике, и низким уровнем налоговой нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) (менее 5%) предлагается увеличить уровень налогообложения НДПИ рентных доходов. При добыче железной руды предлагается увеличить уровень изъятий через НДПИ с 4,8% до 6,7%. Кроме того, при расчете ставок НДПИ предлагается увеличить коэффициент КРЕНТА в отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд с 7 до 15,5, а также установить значение указанного коэффициента при добыче калийный солей в размере 8,8.
Ставки НДПИ на 1 тонну при добыче апатит-штафелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд предлагается увеличить с 82, 207 и 132 рублей до 90, 218 и 145 рублей соответственно.
Адвалорная ставка налога при добыче алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней увеличивается с 8% до 8,4%.
В отношении коксующегося и энергетического углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке в размере 10% от превышения цены в морских портах Дальневосточного федерального округа над установленным пороговым значением.
Также предлагается увеличить уровень налогообложения НДПИ при добыче золота через установление с 1 января 2025 года надбавки в размере 10% от превышения мировой цены над уровнем 1 900 долларов за тройскую унцию.
Кроме того, предусматривается введение акциза на природный газ, приобретенный для производства аммиака.
Данные меры направлены на более справедливое распределение природной ренты между бизнесом и государством.
Законопроектом также предлагается донастройка режима УСН, направленная на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения.
Так, с 1 января 2025 г. для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, законопроектом предусматривается увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, до 450 млн рублей, а также остаточной стоимости основных средств до 200 млн рублей, в том числе повышается до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН.
Указанные величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор.
Также законопроектом налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС. Одновременно законопроектом предусмотрено право налогоплательщиков, применяющих УСН, на освобождение от НДС, если за предшествующий налоговый период сумма доходов не превысила 60 млн рублей, а также на применение либо общего порядка исчисления и уплаты НДС либо пониженных ставок по НДС в размере: 5 процентов, если сумма доходов не превысила 250 млн рублей, и 7 процентов, если сумма доходов не превысила 450 млн рублей. При этом налогоплательщики, применяющие УСН, и осуществляющие исчисление и уплату НДС по данным пониженным ставкам, не будут иметь право на налоговые вычеты по НДС.
Кроме того, законопроектом установлен порядок учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным налогоплательщиками, применяющими УСН, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, которые не воспользовались правом на освобождение от НДС или на применение пониженных ставок в размере 5 и 7 процентов, будут принимать к вычету данные суммы НДС.
Одновременно законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, готовых отказаться от схем дробления бизнеса - устанавливается порядок проведения прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса.
Законопроектом также предусмотрено стимулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях за счет снижения страховых взносов. Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является вид экономической деятельности, включенный в раздел "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением деятельности по производству напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическому производству, предлагается начиная с 2025 года установить единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, который будет применяться в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", приведет к увеличению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так только от увеличения ставки по налогу на прибыль организаций с 20% до 25%, с учетом вычетов, в бюджетную систему в 2025 году дополнительно поступит порядка 1,6 трлн рублей. Всего за 2025 - 2027 годы дополнительные поступления от повышения ставки по налогу на прибыль организаций составят порядка 5 трлн рублей.
В связи с введением дифференцированных налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц в зависимости от размера и вида, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде дохода, подлежащего налогообложению, в 2025 году ожидаются дополнительные доходы в размере порядка 533 млрд рублей, а за 2025 - 2027 годы общая сумма, с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов, составит порядка 1,4 трлн рублей.
Дополнительные поступления акцизов при введении акциза на никотиновое сырье и бестабачные никотинсодержащие смеси для нагревания в 2025 году ожидаются на уровне 50 млрд рублей, с общей суммой дополнительных поступлений за 2025 - 2027 годы в объеме 156 млрд рублей.
Поступления акцизов на природный газ, приобретенный для производства аммиака, оценивается в размере порядка 43,4 млрд рублей в год, за 2025-2027 годы поступления прогнозируются в сумме 130 млрд рублей.
Признание подакцизными товарами спиртосодержащих лекарственных препаратов, не включенных в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и фармацевтической субстанции спирта этилового приведет к дополнительным доходам государства в размере порядка 20 млрд рублей в год, а за период 2025 - 2027 годов - 63 млрд рублей.
Повышение порогов для применения УСН, а также признание налогоплательщиков, применяющих УСН налогоплательщиками НДС, приведет к дополнительным поступлениям в бюджет в объеме 348 млрд рублей в 2025 году. Совокупно предложенная мера за 2025 - 2027 годы приведет к поступлению дополнительных доходов в бюджет в размере порядка 1,1 трлн рублей.
Принятие поправки по увеличению уровня изъятия природной ренты при добыче железной руды с 4,8% до 6,7% приведет к дополнительным поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, размер которых составит порядка 23,1 млрд рублей ежегодно. Соответствующие поступления за период с 2025 по 2027 год включительно ожидаются в объеме 70 млрд рублей.
Увеличение размера рентного коэффициента К РЕНТА при добыче калийных солей до 8,8, а при добыче апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд до 15,5 приведет к дополнительным доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 10,3 и 14,3 млрд рублей в год соответственно. На трехлетнем горизонте указанные поступления могут составить 31 и 44 млрд рублей соответственно.
Увеличение по НДПИ при добыче алмазов и золота оценивается в размере 2,1 и 25,5 млрд рублей в год соответственно, за трехлетний период - 6,5 и 77 млрд рублей.
Рост ставок НДПИ при добыче апатит-штафелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд позволит дополнительно получить в бюджеты 600 млн рублей в год или 2 млрд рублей за 2025 - 2027 годы.
Увеличение НДПИ с одновременным отказом от взимания с 1 января 2025 года "курсовой" экспортной пошлины не приведет к снижению прибыли компаний и, соответственно, к потерям бюджетов регионов по налогу на прибыль организаций.
Переход на уплату государственной пошлины за регистрацию прав собственности на недвижимое имущество (включая землю) от фиксированного размера к проценту от цены сделки дополнительно принесет в бюджетную систему не менее 16 млрд рублей 2025 году и в целом порядка 50 млрд рублей в период 2025 - 2027 годы.
Таким образом, принятие законопроекта приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере порядка 2,6 трлн рублей в 2025 году.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесение изменений в статью 33.4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающих распределение страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 13.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, между солидарной и индивидуальной частями тарифа страховых взносов.
Срок подготовки - 31 декабря 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минтруд России.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет за собой необходимость принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев инвестиционных проектов к которым применяется федеральный инвестиционный налоговый вычет".
Срок подготовки -15 ноября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Министерство экономического развития Российской Федерации.
2) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в части отражения пониженных ставок по налогу на добавленную стоимость в размере 5 и 7 процентов соответственно).
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минфин России.
Федеральный орган исполнительной власти - соисполнитель - ФНС России.
3) приказа Минфина России "О признании утратившим силу Приказа Минфина России от 26 декабря 2018 г. N 286н "Об утверждении форм уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость".
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минфин России.
Федеральный орган исполнительной власти - соисполнитель ФНС России.
3) приказа ФНС России "Об утверждении форм уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость".
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральный орган исполнительной власти - соисполнитель - Минфин России.
4) приказа ФНС России "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме"
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральный орган исполнительной власти - соисполнитель - Минфин России.
5) приказа Министерства экономического развития Российской Федерации "О порядке ведения реестра инвестиционных проектов к которым применяется федеральный инвестиционный налоговый вычет".
Срок подготовки - 20 октября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Министерство экономического развития Российской Федерации.
3) приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении уведомления об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета третьими лицами".
Срок подготовки - 31 октября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Федеральная налоговая служба.
6) приказа Федеральной налоговой службы "О внесении изменений в приказ ФНС России от 23 сентября 2019 г. N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме".
Срок подготовки - 31 октября 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Федеральная налоговая служба.
7) внесения изменения в приказ ФНС России от 19 сентября 2023 г. N ЕД-7-11/649@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц".
Срок подготовки - 31 декабря 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - ФНС России.
8) внесения изменения в приказ ФНС России от 15 октября 2021 г. N ЕД-7-11/903@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме".
Срок подготовки - 31 декабря 2025 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - ФНС России.
9) приказа ФНС России "Об утверждении формы налоговой декларации по акцизам, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по акцизам на никотиновое сырье в электронной форме".
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
10) приказа ФНС России "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с никотиновым сырьем".
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.