Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения норм воздушного законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов государственной авиации и определения порядка федерального государственного контроля (надзора) в области государственной авиации.
Законопроект и пояснительная записка к нему доработаны с учетом замечаний Правительства Российской Федерации, изложенных в заключении Правительства Российской Федерации на указанный законопроект от 25 апреля 2024 г. N ДГ-П4-12705.
Так, в целях дальнейшего отнесения к субъектам и объектам федерального государственного контроля (надзора) в области государственной авиации законопроектом в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) вносятся соответствующие изменения в пункт 1 статьи 22, уточняющие, что авиация, используемая федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и организациями, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда (далее - федеральные органы исполнительной власти, федеральный государственный орган и организации, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда), при осуществлении функций государства и обеспечения решения указанных задач, относится к государственной авиации.
С учетом практики использования государственных беспилотных воздушных судов, зарегистрированных в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации, при решении Следственным комитетом Российской Федерации (далее - федеральный государственный орган) возложенных на него задач в сфере уголовного судопроизводства, законопроектом в пункт 1 статьи 22 ВК РФ в качестве пользователя государственной авиации специального назначения вносится указанный федеральный государственный орган.
ВК РФ в действующей редакции содержит статьи 24 "Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации" и 25 "Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации".
Однако законодательное регулирование вопросов обеспечения безопасности полетов воздушных судов и федерального государственного контроля (надзора) в области авиации в ВК РФ установлено только в отношении гражданской авиации статьей 24.1 "Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов" и главой IV "Федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации", состоящей из одноименной статьи 28.
Аналогичных норм в отношении государственной авиации ВК РФ не содержит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ВК РФ государственное регулирование деятельности в области государственной авиации, за исключением проведения военно-врачебной экспертизы специалистов авиационного персонала государственной авиации, являющихся членами экипажа государственного воздушного судна (в том числе внешних пилотов), лиц, осуществляющих управление полетами, парашютистов, лиц, участвующих в выполнении задания на полет, осуществляется уполномоченным органом в области обороны.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, государственное регулирование деятельности в области государственной авиации отнесено к полномочиям Минобороны России, являющегося уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
Законопроект предусматривает дополнение главы III ВК РФ "Государственное регулирование деятельности в области авиации" новой статьей 25.1 "Обеспечение безопасности полетов государственных воздушных судов", в которой устанавливаются полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению положения об обеспечении безопасности полетов государственных воздушных судов.
Также законопроектом предусматривается изменение наименования главы IV ВК РФ на "Федеральный государственный контроль (надзор) в области авиации" и включение в неё новой статьи 31.1 "Федеральный государственный контроль (надзор) в области государственной авиации", в которой за уполномоченным органом в области обороны закрепляются полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области государственной авиации в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также определяются объекты и предмет указанного контроля (надзора).
Определяющим критерием отнесения федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда, к объектам федерального государственного контроля (надзора) в области государственной авиации является использование ими государственных воздушных судов для решения возложенных на них задач.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов не потребует.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" потребует:
- внесения изменений в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, в части наделения Минобороны России полномочиями по федеральному государственному контролю (надзору) в области государственной авиации;
принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области государственной авиации в целях определения органа управления, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор), полномочий и требований к руководителю органа и должностным лицам (инспекторам), осуществляющим государственный контроль (надзор);
принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения об обеспечении безопасности полетов воздушных судов государственной авиации в целях организации государственной системы управления безопасностью полетов государственных воздушных судов в Российской Федерации;
принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющий порядок расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации с определением органа управления, осуществляющего регулирование в области расследования авиационных происшествий, полномочий и требования к руководителю органа и должностным лицам (расследователям), осуществляющим расследование авиационных происшествий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и не потребует изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.