Досье на проект федерального закона
Разработка настоящего законопроекта продиктована наличием правовых пробелов в законодательном регулировании механизма принятия в гражданство трудовых и социальных мигрантов. В XXI столетии Россия стала одним из крупнейших центров мировой иммиграции. По данным ООН, в России проживает 12 миллионов мигрантов. Только за последние 10 лет российское гражданство получили более полумиллиона граждан Таджикистана.
Недавние трагические события в Крокус Сити Холле с участием этнической преступной группы и значительное количество разнообразных преступлений, совершаемых мигрантами (в том числе получивших гражданство РФ) по всей стране и вызывающих значительное социальное, а в последнее время уже и политическое напряжение, выявили ряд существенных недостатков в сфере предоставления гражданства, которые подлежат устранению с помощью изменения законодательства.
В частности, доступность получения российского гражданства лицами, не владеющими русским языком, не знающими русской культуры и, более того, враждебно относящимся к России и ее многонациональной культуре, представляет ощутимую угрозу для коренного населения Российской Федерации.
Президент РФ В.В. Путин, реагируя на вызовы времени, подчеркивает, что "жить и трудиться в России могут только те, кто уважает наши традиции, язык, культуру, историю".
Требования статьи пунктов 2-3 части первой статьи 15 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации": о знании русского языка, истории и основ законодательства РФ, подтвержденные соответствующим сертификатом, превратились отчасти в условность, так как многие федеральные вузы передали право проведения экзамена на знание русского языка в соответствии с договором оказания услуг коммерческим центрам, имеющим право на ведение образовательной деятельности. В некоторых центрах сдача экзамена носила формальный характер: сертификат получали все, кто оплатил сдачу экзамена. Кроме того, за каждым таким новым гражданином РФ могли последовать и члены его семьи, для которых, согласно положениям части первой статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", действует упрощенный режим, не требующий подтверждения знания ни русского языка, ни российской истории.
В настоящее время, по данным Минобрнауки, все 12 университетов РФ, уполномоченных проводить экзамены по русскому языку для мигрантов, расторгли договоры с коммерческими партнерами, и экзамены для иностранных граждан будут проводить только государственные и муниципальные организации. Тем не менее, часть 5 статьи 25 ФЗ "О гражданстве РФ" устанавливает 10-летний срок давности для лишения гражданства натурализованных лиц, предоставивших поддельные, подложные или недействительные документы, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации. Такая лояльность к мигрантам, приобретшим российское гражданство незаконным путем, порождает в дальнейшем правовой беспредел, провоцируя новый приток нерусскоговорящих граждан России. Судебная практика дел по статьям об организации уголовной миграции (п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК) и превышении должностных полномочий (п. "е" ч. 3 ст. 286 УК) свидетельствует о росте количества поддельных сертификатов, позволяющих получить гражданство РФ,
Предлагаемая законопроектом новация о бессрочности основания для лишения гражданства лиц, предоставивших поддельный сертификат о знании русского языка, истории и основ законодательства, будет в большей степени способствовать становлению правового поля в сфере миграционной политики. Кроме того, следование судьбе нелегально получившего гражданство РФ родственника, закрепленное в проектируемом пункте 6 статьи 25 ФЗ N 138, поможет разрешить проблему с наплывом нерусскоговорящих мигрантов, представляющих реальную угрозу общественной безопасности в РФ.
Для реализации превентивной функции юридической ответственности (выражающейся в том, что наказание правонарушителя является средством предупреждения совершения новых правонарушений) законопроектом расширяются основания для лишения гражданства, предусмотренные подпунктом а) пункта 2 части первой статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации": в новой редакции включается такая форма соучастия, как пособничество совершению преступления, квалифицируемое статьей 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, для большинства составов, перечисленных в части первой статьи 24 Федерального закона N 138-Ф3. Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин на оперативном совещании уже 15 декабря 2023 г. предложил лишать гражданства РФ, которое было приобретено ранее, за любые тяжкие и особо тяжкие преступления.
В связи с нарастающими угрозами утраты национальной самоидентификации России, потери государствообразующей русской доминанты и ухудшения ситуации в сфере общественной безопасности, предложенные настоящим проектом закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий безопасности граждан Российской Федерации от незаконной миграции) меры будут способствовать стабилизации ситуации в сфере миграционной и национальной политики и помогут оградить граждан РФ от дальнейших межцивилизационных внутренних конфликтов. Корреспондирующие поправки в статью 19.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помогут усилить превентивную функцию закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий безопасности граждан Российской Федерации от незаконной миграции)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий безопасности граждан Российской Федерации от незаконной миграции)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий безопасности граждан Российской Федерации от незаконной миграции)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий безопасности граждан Российской Федерации от незаконной миграции)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.