Досье на проект федерального закона
Согласно статье 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", россиянин, имеющий несколько гражданств, признаётся в России только как гражданин Российской Федерации. Получившие за последнее время гражданство Российской Федерации граждане Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, в большинстве своем, не отказываются от гражданства стран своего происхождения, (несмотря на то, что Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства действует в настоящее время только между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан), поскольку для бипатридов в России действует национальный режим с легитимным статусом, благодаря которому они пользуются всеми предусмотренными для россиян правами и благами. К примеру, непосредственно после получения российского гражданства, руководствуясь положениями ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", бипатриды имеют право получить разрешение на оружие, чем и пользуются многие выходцы из стран ближнего зарубежья.
В соответствии со статьей 6 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства, поскольку Основной закон страны запрещает лишать гражданства. При этом в Конституции не прописано различие между гражданством, полученным по праву рождения, и натурализацией. Приехавшие за последнее время трудовые мигранты после получения российского гражданства, как правило, не хотят ассимилироваться и полноценно интегрироваться в российское общество. Натурализованные выходцы из азиатских республик бывшего СССР продолжают нести с собой идеи национальной и религиозной исключительности, образуют закрытые сообщества. Они зачастую поддерживаются своими радикально настроенными правительствами, в том числе для продвижения своих национальных интересов через диаспоры.
Учитывая, что политические, социальные и, особенно, национальные проблемы всегда обостряются во время вооруженных конфликтов, разработка настоящего законопроекта, вводящего запрет на приобретение оружия для граждан, обладающих двойным или множественным гражданством, именно во время проведения СВО (специальной военной операции) является необходимостью для минимизации возможных катастрофических последствий вследствие вооружения легальным оружием натурализованных бипатридов.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона N 150-ФЗ, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане. Тем не менее, в статье 14 закона N 150-ФЗ установлены императивные требования для получения иностранцами лицензий (в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации ее территориальных органах) на приобретение гражданского оружия: 1) во-первых, лицензии выдаются на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации, гражданами которых они являются;2) и, во-вторых, лицензии могут быть получены при условии вывоза иностранными гражданами оружия из Российской Федерации не позднее 10 дней со дня приобретения оружия.
Таким образом, лицо, обладающее двойным гражданством, помимо гражданства РФ, в виду распространения на него национального статуса, не нуждается в выполнении условий части первой ст. 14 Закона "Об оружии".
Между тем, многие трудовые мигранты из стран Средней Азии, где сейчас довольно высокий уровень преступности и террористической активности, после вступления в гражданство РФ (без отказа от гражданства страны происхождения) и приобретения разрешения на оружие, готовы в случае наступления определенных условий отстаивать свои национальные интересы.
Лицо с двойным (или множественным) гражданством имеет соответственно политико-правовую связь сразу с двумя (или несколькими) странами, а потому ценность связи с Российской Федерацией объективно снижается. Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только и не столько требованиями конституционного правопорядка России и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству его происхождения.
Прибывшие из азиатских республик постсоветского пространства неквалифицированные трудовые мигранты, даже в статусе граждан РФ, вряд ли смогут стать национальной опорой России. Невозможно поменять по своему усмотрению государствообразующий общественный менталитет, поскольку он формируется исторически.
Введение ограничения на пользование национальным режимом для бипатридов, желающих приобрести разрешение на оружие, послужит превентивной мерой, способной защитить российских граждан от тяжких последствий.
Предлагаемые поправки в статью 13 закона N 150-ФЗ являются вариантом аналогии закона, поскольку изъятия для бипатридов уже предусмотрены российским законодательством. Так, например, п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданин не может поступить на государственную службу при наличии гражданства (подданства) иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Также гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе быть членом Общественной палаты (согласно п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации").
Кроме того, граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, по общему правилу не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне (в соответствии со ст. 349.6 "Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления" Трудового кодекса РФ).
Принятие новой редакции статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ станет своевременным восполнением правового пробела, образовавшегося по причине недостаточной проработанности нормы, ставящей под угрозу безопасность российского общества.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии" (в части установления ограничений для граждан Российской Федерации, имеющих двойное или множественное гражданство)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии" (в части установления ограничений для граждан Российской Федерации, имеющих двойное или множественное гражданство)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии" (в части установления ограничений для граждан Российской Федерации, имеющих двойное или множественное гражданство)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии" (в части установления ограничений для граждан Российской Федерации, имеющих двойное или множественное гражданство)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.