Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусматривает ответственность для работодателей за неисполнение ими обязанностей по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты.
Законопроектом предлагается увеличить размер административного штрафа за названное правонарушение, а также ввести ответственность работодателей - юридических лиц.
Надо отметить, что инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан.
Законодатель, предоставляя инвалидам дополнительные гарантии занятости, в целях обеспечения для них равных с другими гражданами возможностей трудоустройства, возложил на работодателей обязанности по установлению квоты, созданию (выделению) квотируемых рабочих мест и выполнению установленной квоты путем трудоустройства инвалидов.
Отмечаем, что квотирование - это резервирование определенного числа рабочих мест для трудоустройства определенных категорий лиц, а квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.
Как отмечают авторы законодательной инициативы уклонение работодателей от исполнения обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в пределах квоты снижает занятость инвалидов, и, кроме того, отмечается значительное снижение числа работающих инвалидов (согласно статистике за период с 2016 по 2022 годы).
Полагаем, что предложенные законопроектом размеры административных штрафов для должностных лиц (от 20 до 30 тысяч рублей) и для юридических лиц (от 50 до 100 тысяч рублей) представляются справедливыми и соразмерными тяжести правонарушения и послужат эффективным механизмом повышения ответственности работодателей при выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Помимо этого необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрены и более строгие меры ответственности в части нарушений трудовых прав отдельных категорий социально незащищенных слоев населения.
Как пример, можно привести статью 145 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающую ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу либо увольнение с работы беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет.
Помимо этого, статья 144.1 УК РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица предпенсионного возраста.
Размер штрафа для виновных лиц за названные деяния составляет до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, в целях обеспечения прав и интересов не менее социально незащищенной категории населения (нежели беременные женщины и предпенсионеры), предлагаемое усиление административной ответственности поддерживается.
Предложение авторов о дополнении субъектного состава правонарушения юридическими лицами возражений не вызывает, поскольку в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является также и юридическое лицо (организация), которое наряду с должностными лицами должно нести соответствующую административную ответственность.
Полагаем, что с учетом социальной направленности, проектируемые новеллы заслуживают внимания и поддержки.
Комитет отмечает, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 537160-8 "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.