Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 537160-8 "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части усиления административной ответственности для работодателей за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов),
внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, А.А. Алехиным, Н.В. Коломейцевым
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусматривает ответственность для работодателей за неисполнение ими обязанностей по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты.
Законопроектом предлагается увеличить размер административного штрафа за названное правонарушение, а также ввести ответственность работодателей - юридических лиц.
Надо отметить, что инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан.
Законодатель, предоставляя инвалидам дополнительные гарантии занятости, в целях обеспечения для них равных с другими гражданами возможностей трудоустройства, возложил на работодателей обязанности по установлению квоты, созданию (выделению) квотируемых рабочих мест и выполнению установленной квоты путем трудоустройства инвалидов.
Отмечаем, что квотирование - это резервирование определенного числа рабочих мест для трудоустройства определенных категорий лиц, а квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.
Как отмечают авторы законодательной инициативы уклонение работодателей от исполнения обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в пределах квоты снижает занятость инвалидов, и, кроме того, отмечается значительное снижение числа работающих инвалидов (согласно статистике за период с 2016 по 2022 годы).
Полагаем, что предложенные законопроектом размеры административных штрафов для должностных лиц (от 20 до 30 тысяч рублей) и для юридических лиц (от 50 до 100 тысяч рублей) представляются справедливыми и соразмерными тяжести правонарушения и послужат эффективным механизмом повышения ответственности работодателей при выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Помимо этого необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрены и более строгие меры ответственности в части нарушений трудовых прав отдельных категорий социально незащищенных слоев населения.
Как пример, можно привести статью 145 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающую ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу либо увольнение с работы беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет.
Помимо этого, статья 144.1 УК РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица предпенсионного возраста.
Размер штрафа для виновных лиц за названные деяния составляет до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, в целях обеспечения прав и интересов не менее социально незащищенной категории населения (нежели беременные женщины и предпенсионеры), предлагаемое усиление административной ответственности поддерживается.
Предложение авторов о дополнении субъектного состава правонарушения юридическими лицами возражений не вызывает, поскольку в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является также и юридическое лицо (организация), которое наряду с должностными лицами должно нести соответствующую административную ответственность.
Полагаем, что с учетом социальной направленности, проектируемые новеллы заслуживают внимания и поддержки.
Комитет отмечает, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 537160-8 "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.