Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 670068-8 "О внесении изменения в статью 4.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект)
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях передачи городу федерального значения Санкт-Петербургу части полномочий Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (уникальных объектов, объектов метрополитена, культурного наследия федерального значения и других, за исключением объектов обороны страны и безопасности государства, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов федеральных ядерных организаций), строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить на территории Санкт-Петербурга и без привлечения средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункте 5.1 статьи 6" следует читать "пункте 5.1 части 1 статьи 6"
Согласно Конституции Российской Федерации Москва и Санкт-Петербург, а также Севастополь являются городами федерального значения, обладающими особым статусом.
С учетом особенностей организации региональных органов государственной власти и градостроительной деятельности в городах федерального значения имеют место быть исключения, где законодатель допускает возможность установления специальных норм.
Представляется целесообразным реализовать в отношении города федерального значения Санкт-Петербурга предусмотренную ГрК РФ возможность передачи части полномочий Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в отношении указанных выше объектов (уникальных объектов, объектов метрополитена, культурного наследия федерального значения и других), строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить на территории Санкт-Петербурга.
В подведомственном Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга учреждении - Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении "Центр государственной экспертизы" (далее - ГАУ "ЦГЭ") накоплен уникальный опыт работы по государственной экспертизе проектной документации и государственной экспертизе результатов инженерных изысканий в отношении объектов различной степени сложности, все организационные, технические и кадровые возможности для осуществления указанных выше полномочий имеются в полном объеме.
ГАУ "ЦГЭ" на протяжении длительного периода времени занимает лидирующие позиции в Российской Федерации в сфере проведения государственной экспертизы, в том числе в области внедрения технологий информационного моделирования, оказания экспертных услуг в электронном виде, автоматизации и цифровизации внутренних процессов. В штате ГАУ "ЦГЭ" состоят 80 аттестованных в установленном порядке экспертов по различным направлениям деятельности.
Указанные изменения позволят сократить сроки реализации приоритетных для Санкт-Петербурга проектов, что, в свою очередь, будет способствовать его более динамичному развитию, улучшению качества жизни горожан с учетом актуальной существующей градостроительной ситуации и особенностей регионального законодательства в области градостроительства и охраны объектов культурного наследия.
Так, например, объекты культурного наследия (далее - ОКН) как регионального, так и федерального значения, расположенные в условиях плотной исторической застройки центра Санкт-Петербурга, нередко между собой взаимосвязаны. Имеют место быть случаи, когда ОКН разного уровня принадлежности связаны общими брандмауэрными стенами и инженерными коммуникациями, общим фундаментным основанием. При этом само отнесение ОКН к той или иной категории зависит от обстоятельств исключительно исторического и культурологического характера, не обуславливающих различный технический уровень сложности таких объектов.
Реализация проектов строительства в историческом центре Санкт-Петербурга в подавляющем большинстве случаев затрагивает отношения, охраняемые законодательством об ОКН, при этом в зону воздействия строительства попадают ОКН разного уровня принадлежности.
Особенно остро данная проблема проявляется при проведении работ на инженерных сетях Санкт-Петербурга, когда в зону влияния строительных работ на линейном объекте могут одновременно попадать сразу несколько ОКН различного уровня принадлежности.
Необходимо отметить, что согласно сведениям из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга ОКН федерального значения расположено значительно больше, чем на территории Москвы (3 726 и 2 763 соответственно).
Необходимость прохождения государственной экспертизы проектной документации в федеральном автономном учреждении "Главное управление государственной экспертизы" (далее - ФАУ "Главгосэкспертиза России") не добавляет оперативности реализации проектов, с учетом высокой степени износа инженерных коммуникаций в Санкт-Петербурге их замена является одним из приоритетных для городского хозяйства направлением деятельности.
В условиях градостроительной политики Санкт-Петербурга уникальные объекты, планируемые к строительству в Санкт-Петербурге, в некоторых случаях по сути таковыми не являются, а могут быть отнесены к уникальным исключительно по формальному признаку.
Проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации для строительства, реконструкции в том числе объектов Санкт-Петербургского метрополитена позволит реализовать план развития Петербургского метрополитена значительно эффективнее и с более рациональным использованием средств бюджета Санкт-Петербурга.
Кроме того, реализация данных нововведений позволит сохранить в финансовом обороте Санкт-Петербурга денежные средства, направляемые в настоящее время на оплату услуг федеральной экспертизы. Так, за 2022 год ФАУ "Главгосэкспертиза России" в отношении объектов, планируемых к реализации на территории Санкт-Петербурга, проведено 116 государственных экспертиз. Общая сумма таких денежных средств составляет сотни миллионов рублей.
04.08.2023 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 04.08.2023 N 438-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в том числе внесены изменения в Федеральный закон N 191-ФЗ, предусматривающие возможность проведения государственным автономным учреждением города Москвы "Московская государственная экспертиза" государственной экспертизы в отношении указанных выше объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории города Москвы и без привлечения средств федерального бюджета, а также государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов (за исключением объектов обороны страны и безопасности государства, других объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов федеральных ядерных организаций).
В целях учета актуальной градостроительной обстановки, а также оперативного прохождения государственной экспертизы в отношении рассматриваемых объектов представляется целесообразным передать полномочия по ее проведению исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, как это сделано в Москве.
Передача аналогичных полномочий городу федерального значения Севастополю в настоящее время не представляется в полной мере целесообразной, поскольку рассматриваемые объекты на территории данного субъекта Российской Федерации отсутствуют или представлены в незначительном количестве.
Например, в Севастополе не имеется объектов инфраструктуры внеуличного транспорта в виде метрополитена, количество ОКН федерального значения несопоставимо с их количеством в границах территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Так, на территории Севастополя находится всего 246 ОКН федерального значения, что составляет менее 10 процентов от количества таких объектов в Москве и, соответственно, менее 7 процентов от их количества в Санкт-Петербурге.
Кроме того, в Севастополе в отличие от Санкт-Петербурга отсутствует многолетний опыт проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по установленным нормам и требованиям Российской Федерации.
Исходя из концептуальных положений градостроительного законодательства Российской Федерации, устанавливающих особенности осуществления градостроительной деятельности только в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения (в частности, статья 63 ГрК РФ), наделение соответствующими полномочиями иных субъектов Российской Федерации не является обоснованным.
Последствием реализации предлагаемых решений станет наделение города федерального значения Санкт-Петербурга частью полномочий Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ (уникальных объектов, объектов метрополитена, культурного наследия федерального значения и других, за исключением объектов обороны страны и безопасности государства, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов федеральных ядерных организаций), строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить на территории Санкт-Петербурга.
Права и интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Законопроектом не затрагиваются.
Реализация Законопроекта не повлечет каких-либо социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Предлагаемые Законопроектом изменения не относятся к реализации государственных программ Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение поставленных ими целей.
Принятие Законопроекта не повлечет признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных нормативных правовых актов.
Реализация Законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и иных международных договоров Российской Федерации.
В Законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.