Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 671278-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение части 1 статьи 38 и части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, а равно Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
В 2020 году в Конституцию Российской Федерации были внесены ключевые изменения, которые касались сохранения традиционных семейных, культурных и исторических ценностей.
Так, появилась такая важная для нашего государства статья 67.1, в соответствии с которой закреплено, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, и признает исторически сложившееся государственное единство. Часть 4 указанной статьи, по сути, была принята в целях реализации одного из основополагающих принципов нашего государства, а именно: материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал важность разработки всех необходимых механизмов, направленных на защиту детей. Так, например, при обсуждении поправок к Конституции Российской Федерации, в отношении введения указанной части 4, Президент отметил, что "дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России" и это обусловлено тем, что "в традициях народов России всегда было особое, бережное отношение к ребенку, детям".
Стоит также отметить, что Конституция Российской Федерации говорит и о сохранении традиционных семейных ценностей и защите института брака как союза мужчины и женщины.
А в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации защита традиционных духовно-нравственных основ российского общества - это вопрос, имеющий жизненно важное значение, а укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей закреплены в качестве национальных интересов Российской Федерации и стратегического национального приоритета. При этом в указанной Стратегии ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.
Рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Особую угрозу традиционным ценностям представляют деятельность различных организаций, созданных Соединенными Штатами Америки и другими недружественными иностранными государствами, а также рядом транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций.
И наша с вами задача создать на законодательном уровне базу мер реагирования на каждую из возникающих угроз в отношении нашего будущего поколения.
В Российской Федерации планомерно на законодательном уровне принимаются механизмы, направленные на сохранение исторических семейных ценностей. Так, в 2022 году Федеральным законом N 479-ФЗ была установлена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и пропаганду педофилии. А в июле 2023 года на федеральном уровне был введен запрет на изменение пола, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 45.1 Федерального закона N 323-ФЗ. При этом введены и соответствующие меры ответственности за нарушение установленного запрета. При этом необходимо особо подчеркнуть, что ЛГБТ пропаганда - это прямая угроза нашей демографической безопасности.
Вместе с тем законодателями выявлена следующая проблема в области защиты прав детей. В настоящее время в соответствии со статьей 165 Семейного кодекса Российской Федерации установлен ряд требований, который должен быть исполнен иностранным гражданином при усыновлении российских детей. Однако усыновить могут и граждане тех государств, где разрешена смена пола.
И самое опасное в этой ситуации, что государство может проконтролировать отсутствие смены пола у потенциальных усыновителей исключительно в момент усыновления на территории Российской Федерации. А, следовательно, иностранный гражданин, усыновивший ребенка-гражданина России, после возращения на территорию государства своего гражданства уже может изменить пол, но самое страшное - может изменить пол и усыновленному ребенку, начав применение, например, гормонозаменительной терапии, что недопустимо!
В настоящее время в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителями не могут быть лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.
Вместе с тем, например, в Италии для представителей ЛГБТ сообщества предусмотрен гражданский союз, который не является браком, заключаемым в этом государстве между мужчиной и женщиной. При этом в Италии на законодательном уровне разрешена смена пола. А, следовательно, положение вышеуказанного подпункта 13 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации не может полностью решить вопрос о невозможности усыновления российских детей представителями ЛГБТ сообщества.
В этой связи нами был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации", который вводит запрет на усыновление в России для граждан, в странах гражданства которых разрешена смена пола, а равно и на опеку указанным категориям иностранных граждан.
Таким образом, законопроект направлен на реализацию государственной политики в целях исключить любые возможности усыновления российских детей представителями ЛГБТ сообществ.
При этом хотелось бы отметить, что, вводя запрет на усыновление иностранными гражданами из вышеуказанных государств, мы, по сути, вводим запрет на усыновление детей гражданами стран НАТО, поскольку подавляющее их большинство разрешают смену пола на законодательном уровне.
Нововведения, предусмотренные данным законопроектом, разработаны в продолжение реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и закрывают выявленные правовые пробелы в указанной сфере, а равно направлены на обеспечение интересов усыновляемого ребенка и на защиту его прав воспитываться в традиционной семье.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.