Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства в области оборота табачной и никотинсодержащей продукции и направлен на пресечение массовых злоупотреблений в сфере использования кодов маркировки табачной и никотинсодержащей продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2023 N 390-ФЗ "О внесении изменений в статьи 171.3 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", с 1 апреля 2024 года была введена ответственность за незаконные производство и оборот табачной и никотинсодержащей продукции, сырья для их производства.
Исходя из Федерального закона от 11.03.2024 N 43-Ф3 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", также с 1 апреля 2024 года была установлена ответственность за незаконное перемещение через госграницу РФ алкогольной и табачной продукции. Данную продукцию внесли в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 923 перечень стратегически важных товаров и ресурсов, за незаконное перемещение которых через госграницу РФ или таможенную границу ЕАЭС наступит ответственность по ст. 226.1 УК РФ.
Более того, в конце июня 2024 года Федеральная таможенная служба в своем информационном письме сообщала о вступлении с 1 июля 2024 г. в силу новых норм, устанавливающих оборот табачной и никотинсодержащей продукции. Так, средства идентификации (коды маркировки) приобретают статус учетно-контрольных знаков.
До внесения изменений в Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", предусматривающих исключение требования о маркировке специальными (акцизными) марками табачной продукции, порядок перемещения табачной и никотинсодержащей продукции определяется постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76, от 28 февраля 2019 г. N 224 и от 15 июня 2024 г. N 804.
На табачной и никотинсодержащей продукции должны быть нанесены и акцизные марки, и средства идентификации (коды маркировки). По 28 июня 2024 г. включительно прием от импортеров заявлений о приобретении акцизных марок осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции". Продление срока исполнения обязательства импортера с 15 июня 2024 г. не допускается в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2024 г. N 804. Выдача таможенными органами акцизных марок с 1 июля 2024 г. допускается при условии подачи письменного заявления о приобретении акцизных марок и их предварительной оплаты. Акцизные марки по заявлениям, поданным с 1 июля 2024 г., выдаются без представления импортером обязательства об использовании им акцизных марок в соответствии с их назначением и обеспечения исполнения обязательства импортера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224 "Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции и организации прослеживаемости табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции, а также об особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции" (далее соответственно - постановление N 224, Правила, информационная система мониторинга) была введена обязательная маркировка средствами идентификации табачной и никотинсодержащей (в том числе безникотиновой) продукции (далее - продукция).
Обязательная маркировка продукции средствами идентификации вводилась поэтапно в отношении отдельных товарных групп в период с 1 июля 2019 г. по 15 декабря 2022 г.
При этом участникам оборота продукции постановлением N 224 была предоставлена возможность осуществлять в пределах установленных сроков маркировку средствами идентификации остатков продукции, находившейся в обороте на дату введения се обязательной маркировки (далее - остатки продукции).
Так, в отношении никотинсодержащей и безникотиновой продукции, указанной в разделе IV приложения к Правилам, являющейся последней товарной группой, для которой вводилась обязательная маркировка средствами идентификации (жидкости для электронных систем доставки никотина), возможность маркировки остатков продукции, находившейся в обороте по состоянию на 15 декабря 2022 г., была установлена до 1 декабря 2023 г.
При этом выдача участникам оборота заявленного ими количества кодов маркировки остатков продукции осуществлялась посредством информационной системы мониторинга без подтверждения законности ввода в оборот такой продукции, проверки фактического наличия соответствующего количества продукции на складах и подтверждения уплаты обязательных платежей, в том числе акцизов, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.
По информации ООО "Оператор-ЦРПТ", количество кодов маркировки остатков продукции, преобразованных в средства идентификации и нанесенных на продукцию, введенную в оборот, и соответствующее количество участников оборота продукции составило:
для сигарет и папирос 73,5 млн кодов (1627 участников оборота продукции), из которых до настоящего времени не выведены из оборота 56,8 млн кодов (32660 участников оборота продукции);
для альтернативной табачной продукции (табака для кальяна, сигар, сигарилл и др.), указанной в разделе II приложения к Правилам, 51,7 млн кодов (791 участник оборота продукции), из которых до настоящего времени не выведены из оборота 45,4 млн кодов (17511 участников оборота продукции);
для табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, и бестабачных смесей для нагревания 7,8 млн кодов (162 участника оборота продукции), из которых до настоящего времени не выведены из оборота 3,4 млн кодов (1565 участников оборота продукции);
для жидкостей для электронных систем доставки никотина (в том числе безникотиновых) 520,8 млн кодов (4367 участников оборота продукции), из которых до настоящего времени не выведены из оборота 498,6 млн кодов (29985 участников оборота продукции).
Принимая во внимание, что у значительного количества участников оборота продукции, получивших коды маркировки остатков продукции, по сведениям Росалкогольтабакконгроля и ООО "Оператор-ЦРПТ", отсутствуют данные о движении продукции, а общее количество выданных кодов маркировки остатков продукции превосходит годовой объем рынка продукции в Российской Федерации, ввод в оборот вышеприведенного количества остатков продукции может свидетельствовать о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Учитывая изложенное, в целях пресечения легализации недобросовестными участниками производства и оборота продукции, ранее незаконно произведенной на территории Российской Федерации или ввезенной на территорию Российской Федерации, а также нелегальной продукции, вновь вводимой в оборот на территории Российской Федерации, законопроектом предлагается введение норм, направленных на недопуск оборота, в том числе розничной продажи: табачной продукции, находившейся в обороте без нанесенных средств идентификации по состоянию на 30 июня 2020 года, которая маркирована средствами идентификации до 1 декабря 2020 года; табачной продукции, находившейся в обороте без нанесенных средств идентификации по состоянию на 30 июня 2021 года, которая маркирована средствами идентификации до 1 июля 2021 года; никотинсодержащей продукции, находившейся в обороте без нанесенных средств идентификации по состоянию на 1 марта 2022 года, которая маркирована средствами идентификации до 1 октября 2023 года; никотинсодержащей продукции, находившейся в обороте без нанесенных средств идентификации по состоянию на 15 декабря 2022 года, которая маркирована средствами идентификации до 1 декабря 2023 года.
Предлагаемые нововведения позволят как исключить соответствующие риски, устранив при этом имеющиеся пробелы законодательного регулирования, так и повысить эффективность контроля в сфере оборота табачной, никотинсодержащей, а также безникотиновой продукции.
Реализация Федерального закона "Об ограничении оборота табачной и никотинсодержащей продукции" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений законопроекта не окажет влияние па достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и не повлияет на достижение иных целей, не упомянутых в законопроекте.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "Об ограничении оборота табачной и никотинсодержащей продукции"
Принятие и реализация Федерального закона "Об ограничении оборота табачной и никотинсодержащей продукции" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота табачной и никотинсодержащей продукции"
В связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота табачной и никотинсодержащей продукции" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.