Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" направлен на установление правовых основ обеспечения устойчивости российских рынков товаров и услуг и повышение оборотоспособности исключительных прав.
Решение проблем недостатков товаров на российском рынке видится помимо прочих мер во введении механизмов большей интеграции инструментов интеллектуальной собственности в рыночные отношения. В качестве одной из таких мер предлагается введение возможности выделения доли в интеллектуальной собственности, направленной на усиление рыночного элемента в трансграничных отношениях, в том числе в особых сферах, например, в сфере военно-технического сотрудничества, стимулирования консолидированных усилий бизнеса.
С учетом данной ситуации предлагается в пункте 3 статьи 1229 ГК РФ внести новые нормы в абзацах втором-четвертым, расширяющие возможности в установлении исключительного права на результата интеллектуальной собственности либо путем определения доли каждого из правообладателей (абзац второй в новой редакции пункта 3 статьи 1229 ГК РФ), либо распоряжение этим правом совместно (новый абзац (третий) пункта 3 статьи 1229 ГК РФ), либо осуществляется правообладателем самостоятельно предусмотренными настоящим Кодексом способами, применимыми к распоряжению исключительным правом на соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное (новый абзац (четвертый) пункта 3 статьи 1229 ГК РФ).
В России воспринят дифференцированный подход к исчерпанию прав применительно к разным объектам интеллектуальной собственности: применительно к географическим указаниям, наименованиям места происхождения товара, топологиям интегральных микросхем, селекционным достижениям уже реализован международный принцип исчерпания прав, а применительно к товарным знакам и объектам патентных прав сохраняется в целом национальный принцип исчерпания прав, что сдерживает развитие международных рыночных отношений, международную конкуренцию и не отражает интересы российских потребителей. Международный принцип исчерпания прав целесообразно закреплять напрямую, непосредственно вводя этот механизм в положения ГК РФ, поскольку существуют риски правоприменительной практики, противоположной изначальному замыслу законодателей по обеспечению устойчивости международной торговли посредством введения перечня товаров, в отношении которых, по сути, разрешается параллельный импорт, так как формально введен перечень товаров, в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации, а эти положения и так не применяются к товарам, введенным в гражданский оборот за рубежом.
Подход по неприменению ряда положений ГК РФ о защите исключительного права, в том числе об ответственности за его нарушение к товарам из перечня также представляется неэффективным решением с точки зрения системности законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Введение непосредственно международного принципа исчерпания прав в ГК РФ поспособствует международной конкуренции и позволит предотвратить недостаток товаров на российских рынках.
Если импорт товара, в котором выражен товарный знак, приводит к нарушению исключительных прав на товарный знак, что, в частности, происходит при реализации национального режима исчерпания прав, то такие товары признаются контрафактными. В обозначенном контексте положения статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствуют содержанию отношений в сфере параллельного импорта, когда речь идет исключительно об оригинальной продукции. Такие товары, поступающие на российский рынок по параллельному импорту, не могут и не должны быть признаны контрафактными.
Отдельную проблематику в контексте анализа и развития стандартов торговых аспектов прав интеллектуальной собственности в условиях применимых санкционных мер в отношении Российской Федерации недружественными государствами представляют собой отношения по использованию объектов авторских прав иностранных правообладателей, следующих режимам санкций, приостановивших деятельность в России, расторгающих лицензионные договоры и не предоставляющих возможность использования произведений в России.
Выдача принудительных лицензий в отношении объектов авторских прав представляется эффективным способов обеспечения функционирования креативной индустрии, производственных процессов, невозможных без использования отдельных объектов авторских прав, включая программы для ЭВМ, в условиях экономических ограничений. Такой подход не противоречит Бернской конвенции в части п. 2 ст. 11bis.
Механизм принудительной лицензии подлежит реализации при подтверждении объективной необходимости использования объекта авторских прав, невозможности использования альтернативных объектов авторских прав в контексте производственных целей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" в части установления правовых основ обеспечения устойчивости российских рынков товаров и услуг и повышения оборотоспособности исключительных прав не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию, утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" в части установления правовых основ обеспечения устойчивости российских рынков товаров и услуг и повышения оборотоспособности исключительных прав внесение изменений в другие акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.