Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29 ноября 2011 года N ВП-П9-8452 в отношении введения квалификационных требований для допуска перевозчиков на рынок внутренних грузовых автомобильных перевозок, в целях повышения безопасности на автомобильном транспорте.
В органах МВД России зарегистрированы 6,79 млн. грузовых автомобилей, которые по экспертной оценке принадлежат 250-300 тыс. собственникам.
В 2023 году в общей работе транспортного комплекса подавляющий объем перевозки грузов (73,6% или 6,2 млрд. тонн) приходился на автомобильный транспорт.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 поручено принять меры по снижению к 2024 году по сравнению с 2017 годом смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в 3,5 раза.
При этом в 2023 году произошло 9,893 тыс. ДТП из-за нарушений водителями грузовых автомобилей правил дорожного движения, погибло 1588 человек, что в 9 раза больше числа погибших в ДТП по вине водителей пассажирских автобусов (176 чел.).
Основной причиной этого является отсутствие должного контроля за грузовыми перевозками в связи с отменой лицензирования и введением с 2009 года требования об уведомлении о начале осуществления перевозочной деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По данным Ространснадзора на 2 апреля 2024 года о перевозочной деятельности уведомили только 46 121 владельцев автомобилей или менее 20% от общего числа собственников автомобилей.
Соответственно контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется, полностью отсутствует контроль за используемыми ими для осуществления перевозок грузов транспортными средствами.
По экспертным оценкам в настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по "серым" схемам физическими лицами, которым владельцы грузовых автомобилей с целью снижения налогов и ухода от ответственности предоставляют их по договорам аренды, предоставляя также и объем работ, 56,2% грузовых транспортных средств зарегистрированы на физических лиц.
В этих условиях добросовестные перевозчики, подавшие уведомление о своей деятельности, находятся в неравных конкурентных условиях с нелегальными перевозчиками.
По экспертной оценке в случае легализации грузовых перевозок налоги с доходов от перевозки грузов могут ежегодно составить порядка 450 млрд. рублей.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов при перевозках грузов за плату определена цель законопроекта, которой является формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджет.
Указанные цели достигаются посредством обеспечения прозрачности в деятельности грузоперевозчиков для грузоотправителей, контрольных и надзорных органов посредством включения сведений о перевозчиках, осуществляющих перевозки грузов на коммерческой основе за плату, а также о принадлежащих им транспортных средствах, в общедоступный единый реестр перевозчиков грузов. Исключение сведений их реестра влечет прекращение права на осуществление перевозок грузов.
Требование о размещении в реестре сведений устанавливается в отношении грузовых автомобилей, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, т.е. категорий N 2 и N 3. Уведомление о начале деятельности в отношении транспортных средств имеющих более 2,5 тонн и не более 3,5 тонн (категория N 1), предоставляется в соответствии с ранее установленным порядком.
Требование в отношении внесения в реестр сведений о грузовых автомобилях, осуществляющих перевозку для собственных нужд, не применяется.
С целью обеспечения удобства грузоотправителей по выбору перевозчиков, решения отдельных логистических задач, предусмотрено право перевозчика включения в реестр сведений о перевозимых им грузах, указание территорий, в пределах которых преимущественно осуществляются перевозки, максимальной страховой суммы, в пределах которой грузовладельцу возмещается причиненный грузу вред, ссылка на наименование сайта перевозчика в сети "Интернет".
Законопроектом предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать все требования законодательства по содержанию автомобилей в исправном техническом состоянии, проведению медицинского осмотра водителей, наличию в штате ответственного специалиста и другие требования, установленные в статье 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Ведение реестра перевозчиков в соответствии с положениями законопроекта осуществляется в форме электронного документа. Перевозчики представляют уведомления с использованием личного кабинета на едином портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что позволит использовать существующие отраслевые и межведомственные информационные ресурсы, в том числе портал "Государственных слуг", и не потребует дополнительных бюджетных средств на ведение реестра.
Законопроектом предусмотрен конечный перечень случав отказа во включении предусмотренных законопроектом сведений в реестр и исключения таких сведений.
Законопроектом предусмотрен допуск к перевозкам грузов лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и не являющимися индивидуальными предпринимателями (самозанятыми гражданами) транспортными средствами, имеющими допустимую максимальную массу от двух тысяч пятьсот килограммов до трех тысяч пятисот килограммов. Устанавливается требование об уведомлении о таких перевозках в порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. В отношении таких самозанятых граждан устанавливаются требования о соблюдении ими требования по обеспечению безопасности перевозок, аналогичных требованиям к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Для обеспечения подготовки перевозчиков к исполнению требований закона, контрольных органов, грузоотправителей, экспедиторов сроки вступления в силу норм законопроекта в отношении направления уведомлений о перевозках грузов транспортными средствами, имеющими максимальную массу более 12 тонн, и более 3,5 тонн разнесены на 180 дней.
Законопроект не создает новых расходных обязательств, в связи с чем принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект не оказывает влияние на реализацию государственных программ и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений Федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не приведет к дополнительным расходам бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет необходимость внесения изменений в федеральные законы от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон) потребует:
1) принятия постановления Правительства "Об уведомительном порядке начала осуществления лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", к осуществлению перевозок грузов на коммерческой основе (за плату) транспортными средствами, имеющими технически допустимую максимальную массу от двух тысяч пятисот килограммов до трех тысяч пятисот килограммов";
2) постановление Правительства "Об утверждении Положения о национальной цифровой транспортно-логистической платформе Российской Федерации "ГосЛог"";
3) внесения изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.