Досье на проект федерального закона
Анализ положений действующего законодательства и правоприменительная практика в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в частности вопрос изъятия у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, и решения дальнейшей судьбы изымаемых культурных ценностей, показывает необходимость дальнейшего совершенствования и гармонизации правового регулирования в области охраны объектов культурного наследия.
Так, в статье 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что судом принимается решение об изъятии бесхозяйственно содержимых объектов культурного наследия. После вынесения судебного решения орган по управлению государственным имуществом соответствующего уровня по представлению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия организует выкуп объекта культурного наследия или продажу его с публичных торгов. В соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса Российской Федерации суд принимает решение об изъятии бесхозяйственно содержимой культурной ценности либо путем ее выкупа государством или путем ее продажи с публичных торгов. Таким образом, решение о выборе способа изъятия объекта культурного наследия принимается не судом, а органом по управлению государственным имуществом.
При этом нет ясности в отношении соотношения между выкупом вещи государством, в лице соответствующих органов, и собственниками по виду собственности (государственная, частная, муниципальная).
Чтобы исключить вышеназванную неопределённость представленным проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предлагается уточнить, что в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия:
региональный орган по управлению государственным имуществом выкупает или организует продажу с публичных торгов указанного объекта либо указанного земельного участка (в отношении имущества, находящегося в государственной или частной собственности);
орган по управлению муниципальным имуществом выкупает или организует продажу с публичных торгов указанного объекта либо указанного земельного участка (в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности).
Кроме того проектом в целях исполнения бюджетного законодательства предлагается установить, что региональные органы по управлению государственным имуществом и органы по управлению муниципальным имуществом в отношении указанных объектов либо указанный земельных участков выкупают или организуют их продажу с публичных торгов не позднее года, следующего за годом принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.