Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 647048-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Закон о связи) разработан в целях упорядочения взаимоотношений между операторами связи и абонентами, в том числе иностранными гражданами (лицами без гражданства) (далее - иностранцы), при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, а также обеспечения мер, направленных на предотвращение противоправных действий со стороны абонентов при получении услуг связи.
Документы, удостоверяющие личность, предъявляемые иностранцами при заключении договоров на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, зачастую не содержат информации, изложенной на русском языке, не соответствуют привычной для работников операторов связи или лиц, уполномоченных от их имени заключать договоры, форме российских паспортов. Это в значительной мере усложняет, а иногда не позволяет корректно идентифицировать иностранцев в пунктах заключения договоров и при заключении договоров в сети "Интернет". Такая ситуация создает предпосылки к незаконной деятельности с использованием абонентских номеров, оформленных на иностранцев.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон о связи по установлению обязанности операторов связи после заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи по передаче на единый портал государственных и муниципальных услуг сведений о заключенном договоре.
Законопроектом предусматривается обязательное оповещение абонента по всем его абонентским номерам у оператора связи о заключении с этим абонентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. Абоненту предоставляется право приостановить оказание услуг связи по договорам, которые он не заключал. Данная норма позволит в значительной мере сократить количество абонентских номеров, полученных с использованием мошеннических схем.
Также предусматривается проведение информирования всех абонентов о заключенных с ними договорах на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и абонентских номерах, закрепленных за этими абонентами. Данная норма позволит провести аудит абонентских номеров с привлечением самих абонентов.
Законопроектом вводятся обязательное прохождение идентификации пользователей услуг связи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - иностранцев с использованием "Единой системы идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных" при внесении сведений в единую систему идентификации и аутентификации сведений, а также указание в профиле пользователей сведений о трудовых отношениях с указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, законопроектом устанавливаются особенности заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и оказания таких услуг иностранцам.
Так, законопроектом устанавливается, что заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с иностранцами допускается только при очном посещении офиса или пункта продаж операторов связи/дилеров и при прохождении идентификации и (или) аутентификации с использованием "Единой системы идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных". При этом для физических лиц - дипломатов и представителей международных организаций остается ранее действовавший порядок идентификации (по паспорту). Тем самым повышается степень достоверной идентификации иностранцев в месте заключения договора и обеспечивается корректная привязка персональных данных таких абонентов к выдаваемым абонентским номерам.
Также законопроектом устанавливается обязательное условие о включении в договоры для иностранцев кода идентификации применяемого устройства (IMEI), вводится ограничение (не более 10) на количество абонентских номеров, которые могут быть выданы иностранному гражданину или лицу без гражданства. Эта норма позволит повысить степень корректной идентификации абонентов-иностранцев в сети связи.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что с абонентами иностранцами, заключившими договоры на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу законопроекта, необходимо заключить новые договоры с учетом новых требований до 01.03.2025. При этом в случае неисполнения соответствующих требований оператор подвижной радиотелефонной связи обязан прекратить оказание услуг связи по соответствующим договорам. Тем самым обеспечивается выполнение требований ко всем абонентам иностранцам в части их идентификации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых решений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует:
1. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2024 N 59 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи".
Головной исполнитель - Минцифры России, соисполнители - ФСБ России, МВД России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор. Срок внесения в Правительство Российской Федерации проекта постановления - в течении 4 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
2. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2022 N 1313 "Об утверждении Правил представления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей".
Головной исполнитель - Минцифры России, соисполнители - ФСБ России, МВД России, Роскомнадзор. Срок внесения в Правительство Российской Федерации проекта постановления - в течении 4 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
3. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Головной исполнитель - Минцифры России, соисполнители - ФСБ России, МВД России, Роскомнадзор. Срок внесения в Правительство Российской Федерации проекта постановления - в течении 4 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
4. Принятие приказа Минцифры России "Об утверждении порядка подтверждения достоверности сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства с использованием единой системы идентификации и аутентификации и государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных".
Головной исполнитель - Минцифры России, соисполнители - ФСБ России, МВД России, Роскомнадзор. Срок внесения в Правительство Российской Федерации проекта постановления - в течении 4 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.