Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2014, N 30 (ч. 1), ст. 4217; ст. 4257; 2015, N 27, ст. 3989; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 8, ст. 9; N 27 (ч. 1), ст. 4160; (ч. 2), ст. 4245; 2018, N (ч. 1), ст. 57; N 27, ст. 3953; N 28, ст. 4152; N 32 (ч. 1), ст. 5110; 2019, N 30, ст. 4134; N 49 (ч. 5), ст. 6962, ст. 6970; N 52 (ч. 1), ст. 7796, ст. 7833; 2020, N 9, ст. 1139; N 12, ст. 1645; N 17, ст. 2725; 31 (ч. 1), ст. 5063; 2021, N 1 (ч. 1), ст. 41, ст. 56; N 13 (ч. 1), ст. 2137; N 15 (ч. 1), ст. 2452; N 18, ст. 3058; N 22, ст. 3679; N 24 (ч. 1), ст. 4188; N 27 (ч. 1), ст. 5138; 2022, N 29 (ч. 3), ст. 5262, ст. 5263; ст. 5268; N 39, ст. 6541; 2023, N 1 (ч. 1), ст. 61, ст. 78; N 26, ст. 4672; N 32 (ч. 1), ст. 6211) следующие изменения:
1) Пункт 16 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные заключением медико-социальной экспертизы и (или) психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий, в том числе инвалид (ребенок-инвалид);";
2) в статье 5:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование в течение всей жизни.";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.";
в) часть 4 статьи 5 дополнить словами ", в том числе ежегодного выделения из федерального и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (консолидированного бюджета Российской Федерации) ассигнований на образование в размере не менее семи процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации и из федерального бюджета ассигнований на высшее образование не менее семи процентов его расходной части";
г) дополнить частями 6, 7 и 8 следующего содержания:
"6. Государство гарантирует детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также инвалидам доступность и бесплатность дополнительного образования в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования по двум дополнительным образовательным программам. Реализация государственной гарантии, предусмотренной настоящей частью, является расходным обязательством Российской Федерации.
7. В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Размеры и порядок предоставления указанных льгот определяются налоговым законодательством Российской Федерации.
8. Государство создает общедоступные электронные средства массовой информации, осуществляющие реализацию образовательных программ и просветительскую деятельность, оказывающие гражданам содействие в освоении ими образовательных программ, в повышении их образовательного уровня. Государство поощряет путем установления льгот, преференций, учреждения специальных грантов негосударственные средства массовой информации, осуществляющие просветительскую деятельность, оказывающие гражданам содействие в освоении ими образовательных программ и повышении их образовательного уровня.";
3) пункт 1 части 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"1) разработка и проведение единой социально ориентированной государственной политики в сфере образования;";
4) часть 1 статьи 8 дополнить пунктами 3.1 и 5.1 следующего содержания:
"3.1) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования посредством предоставления компенсаций родителям (законным представителям) обучающихся в размере регионального норматива финансового обеспечения реализации соответствующих основных образовательных программ общего образования;
5.1) финансовое обеспечение осуществления присмотра и ухода за обучающимися, посещающими группы продленного дня в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам;";
5) в статье 11:
а) часть 5 дополнить словами "При этом по уровню специалитета федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования разрабатываются по всем специальностям, направлениям подготовки (укрупненным группам специальностей, направлений подготовки).";
б) часть 8 после слов "нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования." дополнить словами "Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым могут реализовываться образовательные программы бакалавриата, определяется Правительством Российской Федерации.";
6) статью 16 дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:
"6. При реализации основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования дистанционные образовательные технологии могут применяться только с письменного согласия обучающихся (законных представителей обучающихся).
7. Реализация основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий без согласия обучающихся (законных представителей обучающихся), допускается только при введении на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. При этом опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, включая доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.";
7) в статье 22:
а) дополнить частью 11.1 следующего содержания:
"11.1. Реорганизация и (или) ликвидация федеральной государственной образовательной организации высшего образования допускается только с согласия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок дачи указанного согласия определяется Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.";
б) часть 12 изложить в следующей редакции:
"12. Ликвидация и (или) реорганизация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций допускается только с согласия схода жителей соответствующих поселений. Не допускается закрытие или реорганизация муниципальных сельских дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, если в результате расстояние от места жительства учащегося (воспитанника) до образовательной организации составит более двух километров.";
8) в части 1 статьи 34 абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Обучающимся, в том числе получающим образование в форме самообразования или семейного образования и зачисленным в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в качестве обучающихся-экстернов, предоставляются академические права на:";
9) в статье 36:
а) часть 10 изложить в следующей редакции:
"10. Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативами, установленными Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Нормативы и правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований местного бюджета - органами местного самоуправления. При этом указанные нормативы устанавливаются (корректируются) с 1 января очередного года, исходя из размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в соответствующем году, и не могут быть ниже:
1) для государственной социальной стипендии - одного размера указанного прожиточного минимума;
2) для государственной академической стипендии студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена), - 60 процентов размера указанного прожиточного минимума;
3) для государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры), - 80 процентов размера указанного прожиточного минимума;
4) для государственных стипендий аспирантам, ассистентам-стажерам и ординаторам, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ассистентуры-стажировки и программам ординатуры), - не менее двух размеров указанного прожиточного минимума.";
б) часть 14 изложить в следующей редакции:
"14. Слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплачиваются стипендии в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный размер не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в третьем квартале года, предшествующего году обучения.";
10) в статье 37:
а) часть 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.";
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования в размере, порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.";
11) статью 44 дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Родители (законные представители) детей, получающих общее образование в семье, при положительных итогах соответствующих промежуточных и (или) государственных итоговых аттестаций имеют право на денежную компенсацию в размере регионального норматива финансового обеспечения реализации соответствующих основных образовательных программ общего образования.";
12) статью 47 изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Правовой статус педагогических работников
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.";
13) дополнить статьями 47.1 - 47.5 следующего содержания:
"Статья 47.1. Академические права и свободы педагогических работников
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, в том числе в отношении организации - работодателя, системы образования и государственной образовательной политики, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных средств, методов обучения и воспитания, форм оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников;
14) право на условия труда, в максимальной степени способствующие эффективной преподавательской деятельности, воспитательной и научной работе.
2. Академические права и свободы, указанные в части 1 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 47.2. Время труда и время отдыха педагогических работников
1. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
2. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
3. Продолжительность учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы составляет:
1) при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, а также дополнительных предпрофессиональных образовательных программ - 18 часов в неделю;
2) при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ - 720 часов в год.
4. Педагогический работник имеет право:
1) на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 56 календарных дней;
2) на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.
5. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
6. Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, вправе утвердить дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ.
7. Не допускается возложение на педагогических работников общеобразовательных организаций работы, не предусмотренной частью 1 настоящей статьи и частью 2 статьи 47.4 настоящего Федерального закона, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в перечни, указанные в части 6 настоящей статьи.
Статья 47.3. Заработная плата педагогических работников
1. Заработная плата работнику образовательной организации выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательной организации других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Базовый должностной оклад (минимальный оклад) педагогического работника не может быть меньше:
- 140 процентов средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования;
- 70 процентов средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации для остальных педагогических работников.
3. Размер средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций при работе на одну ставку (оклад) без учета надбавки за классное руководство и кураторство студенческих групп должен:
1) для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей и других педагогических работников, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части, превышать размер средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше размера средней заработной платы в целом по Российской Федерации;
2) для мастеров производственного обучения и педагогических работников из числа преподавательского состава государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций не менее чем в полтора раза превышать размер средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше полуторного размера средней заработной платы в целом по Российской Федерации;
3) для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы высшего образования, не менее чем в два раза превышать размер средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше двукратного размера средней заработной платы в целом по Российской Федерации.
4. Педагогическим работникам организаций, реализующих образовательные программы, имеющим ученые степени, выплачиваются ежемесячные надбавки в размере:
1) за ученую степень доктора наук - 20 000 рублей;
2) за ученую степень кандидата наук - 12 000 рублей.
5. Педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций выплачивается ежемесячная надбавка за классное руководство и кураторство студенческих групп в размере не менее 7000 рублей.
6. Образовательная организация в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы (должностных окладов), а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования с учетом установленной законодательством продолжительности рабочего времени.
7. Оплата труда работников, реализующих или обеспечивающих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется по повышенным тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов образовательных организаций, а также от сложности выполняемых работ. Размер повышения тарифных ставок (окладов) определяется Правительством Российской Федерации и не может быть менее 20 процентов.
8. Педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций дошкольного образования и государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 25 процентов базового оклада педагогического работника соответствующей образовательной организации.
9. Если вследствие малокомплектности сельской муниципальной общеобразовательной организации рабочее время педагогического работника составляет менее 18 часов в неделю, но не менее 12 часов в неделю, заработная плата указанному педагогическому работнику выплачивается в размере не ниже размера тарифной ставки (оклада) педагогического работника соответствующей категории.
10. Педагогические (научно-педагогические) работники государственных и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования по условиям труда, в том числе по оплате труда, приравниваются к соответствующим категориям работников государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих соответствующие основные образовательные программы.
Статья 47.4. Гарантии и компенсации педагогическим работникам
1. Педагогический работник имеет право:
1) на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее 10 процентов должностного оклада. Порядок выплаты указанной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации;
2) на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) на надбавки к окладам (должностным окладам) в размере трех процентов за каждого обучающегося свыше нормативной наполняемости класса в общеобразовательной организации на первое число каждого месяца.
2. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Размер указанной компенсации не может быть менее одной сто шестидесятой среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации за один час работы.
3. Педагогический работник - инвалид первой группы по зрению вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается из фонда заработной платы организации работодателя с последующей компенсацией из средств региональных программ содействия занятости населения, предусмотренных для обеспечения сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Статья 47.5. Иные права и социальные гарантии педагогических работников
1. Педагогические работники, нуждающиеся в жилых помещениях, имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма педагогическим работникам, резервируются в соответствующем жилищном фонде в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в полном объеме, независимо от размера и типа жилого помещения. Указанные меры социальной поддержки педагогических работников федеральных образовательных организаций обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогических работников образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Педагогическому работнику в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплачивается единовременное пособие в размере одного миллиона рублей при переезде в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек в связи с поступлением на работу в дошкольную образовательную организацию или общеобразовательную организацию.
4. Педагогическому работнику независимо от должности и специальности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
5. На педагогических и иных работников образовательных учреждений (подразделений, учебно-консультационных пунктов), которые создаются при (в) учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.";
14) статью 51 дополнить частями 4.1 и 4.2 следующего содержания:
"4.1. Непосредственное управление образовательной организацией высшего образования осуществляет ректор. Если иное не установлено федеральным законом, ректор государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования в порядке, установленном уставом организации, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) образовательной организации на срок до пяти лет и утверждается в должности органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя образовательной организации высшего образования.
4.2. В случае мотивированного отказа органа исполнительной власти, осуществляющего функции учредителя образовательной организации высшего образования, утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования, проводятся новые выборы, при этом если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя образовательной организации высшего образования, в обязательном порядке.";
15) В статье 59:
а) в части 11 первое предложение изложить в следующей редакции:
"При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, могут использоваться контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.";
б) дополнить частью 11.1 следующего содержания:
"11.1. По предмету "Литература" по выбору обучающегося экзамен проводится в устной форме или в форме сочинения. По предметам "История" и "Обществознание" экзамен полностью или частично проводится в устной форме.";
в) часть 13 изложить в следующей редакции:
"13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования по желанию обучающегося проводится в форме единого государственного экзамена.";
г) дополнить частью 13.1 следующего содержания:
"13.1. При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающийся в обязательном порядке сдает экзамены по русскому языку, литературе, истории и математике, а также, если это установлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по иным предметам.";
16) статью 64 дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Предельная наполняемость группы в дошкольной образовательной организации не может превышать 20 человек.";
17) часть 5 статьи 65 изложить в следующей редакции:
"5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее сорока процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, ста процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.";
18) в статье 66:
а) дополнить частями 3.2 и 3.3 следующего содержания:
"3.2. Обязательными предметами при освоении обучающимися образовательных программ общего образования являются:
1) "Русский язык";
2) "Литература" (для образовательных программ начального общего образования - "Литературное чтение");
3) "Иностранный язык";
4) "Математика", в том числе "Алгебра" и "Геометрия";
5) "Информатика";
6) "История", в том числе "История России" и "Всемирная история";
7) "Основы государства и права";
8) "Обществознание";
9) "География";
10) "Окружающий мир" - для образовательных программ начального общего образования;
11) "Физика";
12) "Астрономия";
13) "Химия";
14) "Биология";
15) "Искусство", в том числе "Музыка", "Изобразительное искусство" и "Мировая художественная культура";
16) "Труд (Технология)";
17) "Физическая культура";
18) "Основы безопасности и защиты Родины".
3.3. Предметы, не указанные в части 3.2 настоящей статьи могут изучаться по желанию и (или) выбору обучающегося.";
б) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
"4.1. Наполняемость классов при реализации образовательных программ начального общего образования не может превышать 20 обучающихся, при реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования - 25 обучающихся.";
в) в части 8 слова "а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня" исключить;
19) статью 67 дополнить:
а) частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Преимущественным правом на прием в государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации пользуются дети работников государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций.";
б) частью 7 следующего содержания:
"7. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования (самообразования), принимаются в общеобразовательные организации в качестве учащихся-экстернов на весь период освоения ими соответствующих образовательных программ или (по их желанию) на определенный учебный год.";
20) статью 68 дополнить частью 4.2 следующего содержания:
"Для лиц, указанных в части 5 статьи 71 настоящего Федерального закона, устанавливается квота приема для получения среднего профессионального образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего и среднего профессионального образования, в размере и порядке, предусмотренными частью 6 статьи 71 настоящего Федерального закона.";
21) часть 8 статьи 69 изложить в следующей редакции:
"8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования не является получением второго или последующего высшего образования:
1) по программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра;
2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом бакалавра или диплом специалиста.";
22) в статье 70:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно в соответствии с порядком, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.";
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, по желанию поступающего на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета вступительные испытания по предметам, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, проводятся в форме единого государственного экзамена.";
в) части 5-9 изложить в следующей редакции: I
"5. Иностранным гражданам по их выбору предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, проводимых такими образовательными организациями, либо по результатам единого государственного экзамена.
6. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, по их выбору проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования, либо по результатам единого государственного экзамена.
7. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные организации вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых также учитываются при проведении конкурса. Перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Образовательным организациям высшего образования может быть предоставлено право определять предметы профильной направленности, по которым проведение вступительных испытаний в форме единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета не допускается. Перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки, по которым таким организациям предоставлено право определять предметы профильной направленности, формируется на основании предложений таких образовательных организаций высшего образования, а также федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции их учредителя. Порядок, критерии отбора, перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки утверждаются Правительством Российской Федерации.
9. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе определять предметы профильной направленности, по которым при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом, вступительные испытания в форме единого государственного экзамена не проводятся.";
23) часть 5 статьи 79 дополнить словами "Ликвидация (реорганизация) таких образовательных организаций допускается только с согласия родителей, иных законных представителей обучающихся, выраженного общим собранием родителей (законных представителей).
24) в статье 99
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, установленного частью 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.";
б) дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. За счет бюджетных средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по дополнительным образовательным программам не менее 40 процентов детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет.";
25) часть 2 статьи 100 изложить в следующей редакции:
"2. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 220 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.".
<< Назад |
Статья 2. >> Статья 2. |
|
Содержание Проект федерального закона N 645714-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.