Досье на проект федерального закона
В рамках исполнения протокольного поручения Совета Федерации N 671/100 от 05.07.2023 о проведении анализа реализации положений законодательства Российской Федерации в части запрета деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, Комитетом Совета Федерации по экономической политике было проведено совещание с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и общественных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов организаторов и участников азартных игр.
В рамках данного совещания была поднята проблема наличия пробелов в законодательстве Российской Федерации в сфере азартных игр, не позволяющих в полной мере реализовать запрет на проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с созданием визуального эффекта игры в казино и залах игровых автоматов, которые и предлагается устранить в рамках Законопроекта.
1. В 2023 году был принят Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), который вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Федеральный закон направлен на недопущение незаконных азартных игр под видом деятельности букмекерских контор и тотализаторов и пресечение практики организации и проведения "быстрых игр", способствующих развитию и распространению игровой зависимости (лудомании) среди граждан.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона запрещается проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в ходе которых организаторами азартных игр (или привлеченными ими третьими лицами) используются программы для ЭВМ и оборудование в целях создания "игровой визуализации" путем арифметических и иных математических преобразований данных, в том числе в ходе проведения спортивных соревнований, для последующей организации азартных игр на основе такой "игровой визуализации".
При этом вышеуказанный запрет был распространен на третьих лиц, являющихся организаторами спортивных соревнований. Необходимость такого изъятия обосновывалась возможностью признания незаконными действий организатора спортивных соревнований по сбору и передаче статистической информации в букмекерские конторы для последующего расчета ими коэффициентов ставок на события, а также действий организатора азартных игр по приему ставок на результаты киберспортивных соревнований.
Вместе с тем наличие в законодательстве Российской Федерации упомянутого исключения создает предпосылки для продолжения осуществления недобросовестными организаторами азартных игр в букмекерских конторах незаконной деятельности, по сути копирующей приводимые в казино и залах игровых автоматов азартные игры путем создания "карманных" организаторов спортивных соревновании, в том числе расположенных в иностранных юрисдикциях.
В связи с изложенным Законопроектом предусмотрено уточнение положений части 5 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", предусматривающее распространение на использование программ для ЭВМ и оборудования в целях создания "игровой визуализации" путем арифметических и иных математических преобразований данных третьими лицами, являющимися организаторами спортивных соревнований.
При этом необходимо отметить, что проведение спортивных соревнований, в том числе по дисциплинам компьютерного спорта, предусматривающим использование программ для ЭВМ и компьютерного оборудования, не предполагает преобразования данных о таких событиях, поскольку предметом спортивного соревнования выступают действия участников спортивного соревнования, а не его организатора. Таким образом предлагаемые уточнения не затрагивают деятельность субъектов спорта, в том числе по передаче статистической информации организаторам азартных игр.
2. Законопроект также предусматривает распространение закрепленной в настоящее время в части 3 7 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязанности тотализаторов при приеме ставок обеспечивать участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования, на:
- деятельность тотализаторов при приеме интерактивных ставок;
- деятельность букмекерских контор при приеме ставок и интерактивных ставок.
Деятельность букмекерских контор по заключению пари с участниками азартных игр - это интеллектуальный спор организатора азартной игры с участником азартной игры.
Возможность наблюдать за развитием и исходом события, от которого зависит результат пари, обеспечивает участнику азартной игры возможность принятия более взвешенных решений о целесообразности совершения ставок на результаты тех или иных событий, а также о подходящем моменте для их совершения.
Так, ставки и интерактивные ставки до начала спортивного соревнования осуществляются участником азартной игры на основе данных спортивной статистики, прогнозов экспертов и иной информации. В основном это ставки на результат, точный счет, победителя или количество определенных действий (количество нарушений, штрафных, угловых ударов и т.п.).
При этом ставки (интерактивные ставки) во время проведения спортивного соревнования (ставки-live) осуществляются участником игры с учетом анализа динамичного изменения ситуации, складывающейся в ходе спортивного соревнования. Также букмекерские конторы дополнительно предлагают заключать пари на исход отдельных событий, результат которых возможно прогнозировать только в случае просмотра трансляции спортивного соревнования (пари на гол во время конкретного штрафного, углового удара и т.п.).
В вышеуказанных случаях отсутствие возможности наблюдать развитие и исход события ставит участника азартной игры в неравное положение по отношению к организатору азартной игры.
Кроме того, выполнение букмекерскими конторами требования обеспечить возможность наблюдать развитие и исход события будет способствовать увеличению числа трансляций спортивных соревнований, открытости дивизионов более низких классов, а также выявлению нетипичного или подозрительного поведения их участников, что приведет к сокращению противоправного влияния на результаты таких спортивных соревнований посредством ставок в букмекерских конторах.
При этом в целях исключения дополнительной технологической и финансовой нагрузки на организаторов азартных игр Законопроектом определяется порядок выполнения ими вышеуказанной обязанности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.