Досье на проект федерального закона
Интернет-сайты, социальные сети и сервисы обмена мгновенными сообщениями стали одним из крупнейших и быстро растущих каналов распространения контрафактной и контрабандой табачной и никотинсодержащей продукции по низким ценам. В отношении данной продукции действует прямой запрет на торговлю табачными изделиями и никотинсодержащей продукцией дистанционным способом (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ), однако его правоприменение крайне затруднено.
Проблема с онлайн торговлей сигаретами и никотинсодержащей продукцией носит системный характер и достигла широких масштабов.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) предусмотрены особенности распространения информации в социальных сетях.
При этом правила, действующие в отношении продажи алкогольной продукции, никак не влияют на обязанность владельцев сайтов и интернет-ресурсов выявлять и предотвращать распространение на принадлежащих им интернет-площадках предложений о реализации табачной и никотинсодержащей продукции. В результате, они не выявляют данный противоправный контент, а процедура его удаления посредством обращения в Роспотребнадзор и Роскомнадзор очень длительная и далеко не всегда приводит к успеху. Блокировка интернет-сайта по суду за предложения о продаже табачной и никотисодержащей продукции (в 99% случаев контрафактной или контрабандной) занимает от 3-х месяцев.
С одной стороны, механизм противодействия проблеме существует, а с другой, этот механизм крайне проблематично применять. В то же время есть вполне действенный, удобный и эффективный механизм внесудебной блокировки интернет-ресурсов, предлагающих к продаже алкоголь, установленный Федеральным законом N 149-ФЗ.
В целях осуществления мероприятий по противодействию розничной продажи дистанционным способом табачной и никотинсодержащей продукции предлагается закрепить Федеральном законе N 149-ФЗ норму, направленную на предотвращение распространения на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) информационных системах, и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных персональных страниц информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции и (или) никотинсодержащей продукции.
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10.6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - законопроект), по аналогии с действующей нормой в отношении алкогольной продукции, должен решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".
Аналогичные нормы, реализованные в Федеральном законе N 149-ФЗ в отношении алкогольной продукции, также запрещенной к розничной торговле дистанционным способом, показали свою эффективность, в частности, в пресечении и предотвращении торговли через маркет-плейсы.
Так, в рамках настоящего законопроекта предлагается закрепить норму, в соответствии с которой владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - владелец социальной сети), обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности, осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, никотинсодержащей продукции и иной продукции, розничная продажа дистанционным способом которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Также к закреплению предлагается норма, устанавливающая в качестве основания для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, решение уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятого в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, никотинсодержащей продукции и иной продукции, розничная продажа дистанционным способом которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
В 2023 году в рамках частей 3 и 5 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении аудиовизуальных сервисов Роскомнадзором составлено 104 протокола об административных правонарушениях за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака. В то же время, в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, ограничение доступа к такой противоправной информации в сети Интернет осуществляется по решению суда. По информации Роскомнадзора, всего на основании судебных решений информация об оптовой и розничной торговле табаком, табачными изделиями, табачной продукцией никотинсодержащей продукцией, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции или кальянами заблокирована или удалена с более 11,8 тысяч интернет-страниц (интернет-ресурсов).
По результатам выявленных территориальными органами Роспотребнадзора в 2023 году нарушений, связанных с распространением в сети "Интернет" информации о дистанционном способе продажи табачной и никотинсодержащей продукции, было подано 2389 (+221% за 2023 год) исковых заявлений в суд в целях блокировки сайтов, предлагающих в розничной продаже табачную продукцию, включая насвай, табак сосательный (снюс), пищевую никотинсодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания, нюханья, из которых в 1864 (+202% за 2023 год) случаях судом были приняты решения о запрещении распространения соответствующей информации, а 203 (165% за 2023 год) "торговые площадки" прекратили свою деятельность самостоятельно.
Вместе с тем отмечаем, что указанный механизм блокировки запрещенной информации в сети "Интернет" не является эффективным из-за значительных ресурсных и временных затрат, связанных с блокировкой сайтов, который происходит только после судебного разбирательства, длящегося от 60 дней до полугода.
Кроме того, принятие законопроекта позволит предотвратить распространение в социальных сетях противоправной информации на ранних этапах, при этом не приводя к увеличению численности контролирующих органов, а также позволит избежать полней блокировки таких информационных ресурсов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.